Крысы могут обнаружить туберкулез

Фото: Sience News

Грызуны, которые способны определить местоположение наземных мин, могут также обнаружить распространённое заболевание, – сообщает портал Science News со ссылкой на *Pediatric Research.

Что общего у наземных мин и туберкулеза? Оба они уносят жизни многих людей в развивающихся странах, также их можно найти с помощью больших грызунов – крыс, которые достигают около метра в длину (от головы до хвоста).

С 2000 года международная некоммерческая организация APOPO сотрудничает с Университетом сельского хозяйства имени Эдуарда Сокойна (Sokoine University of Agriculture) в Танзании для обучения африканских гигантских крыс (Cricetomys ansorgei) определять запах тротила в наземных минах. К 2016 году животные определили местоположение почти 20 000 наземных мин в Африке и Юго-Восточной Азии. Наземные мины (по крайней мере в странах на африканском континенте) – отголоски многочисленных гражданских войн. Они являются большим препятствием для занятия сельским хозяйством: незаметные мины разбросаны по полям.

Но мины – не единственная проблема. Чтобы помочь большему количеству людей, специалист по зоонозным инфекция (инфекциям, которые передаются человеку от животных) из Университета сельского хозяйства Джорджис Мгод (Georgies Mgode) и его коллеги начали тренировать крыс, чтобы те могли распознать туберкулез – инфекционную болезнь, которая в 2016 году убила около 1,6 миллиона человек. Даже самый распространенный диагностический инструмент – осмотр мокроты пациентов под микроскопом – может пропустить инфекции более чем в половине случаев. Более точные технологии являются дорогостоящими или все еще находятся на стадии тестирования. Поэтому ученые решили найти новый метод, который поможет обнаружить болезнь.

Любое заболевание, как правило, органического происхождения, каждое имеет запах, отмечают ученые. Mycobacterium tuberculosis, бактерия, вызывающая туберкулез, выделяет 13 летучих химических веществ, которые отличают ее от других микробов, сообщили исследователи из университета в Танзании в 2012 году. Запах этих веществ могут распознавать крысы.

Подготовка животных занимает около девяти месяцев. Сначала тренеры устанавливают связь с 4-недельными крысами, привязываются к ним: дают детенышам имена, играют с ними и кормят их с рук. Во время тренировки крысы получают награду за питание, когда они останавливаются на зараженных образцах. Большинство обученных крыс могут обработать 100 образцов менее чем за 20 минут – это быстрее, чем с помощью других методов.

Тем не менее, убедить международное сообщество ученых принять крыс в качестве диагностического инструмента было проблемой. В своём последнем исследовании ученые сделали последний шаг в этом направлении: они представили выводы, основанные на более чем 55 000 образцах мокроты из танзанийских больниц, которые были «изучены» обученными крысами в период с 2011 по 2015 год. Микроскопия выявила туберкулез в 8351 образце. Крысы обнаружили все эти случаи плюс еще 2745, позже проверенные другими методами. Животные особенно хорошо определяли заражённые образцы мокроты маленьких детей, которые обычно кашляют меньше взрослых. Обычное тестирование выявляет низкий уровень бактерий в их образцах.

Сегодня крыс используют как «детекторы» туберкулёза в Танзании и Мозамбике, вскоре этот метод возьмут на вооружении в Эфиопии. Но он еще не получил глобального одобрения со стороны Всемирной организации здравоохранения.