Клинические испытания показали эффективность фазорацетама для лечения СДВГ

Клинические испытания показали эффективность препарата фазорацетам для лечения СДВГ среди подростков с генетическими мутациями, отвечающими за работу глутаматных рецепторов. В статье, опубликованной в Nature Communications, американские исследователи сообщают, что средство заметно ослабило симптомы расстройства.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) — это неврологически-поведенческое расстройство, характеризующееся трудностью концентрации внимания, гиперактивностью и импульсивностью, проявляется в детском возрасте. Считается, что за механизм развития этого расстройства отвечает нарушение синтеза нейромедиаторов серотонина и дофамина — именно поэтому фармакологически СДВГ лечат психостимуляторами.

Недавние исследования полногеномного анализа ассоциаций, однако, показывают, что СДВГ связан с однонуклеотидными полиморфизмами 300 генов, связанных с работой системы метаботропных глутаматных рецепторов (сокращенно mGluR) — группы рецепторов нервной системы, обеспечивающих реакцию на глутаматергические сигналы и участвующих в процессах памяти и внимания. Эксперименты, проведенные на животных, также указывают на роль mGLuR в развитии расстройства: например, удаление mGLuR-гена *GRM5 *и ингибирование кодируемого им глутаматного рецептора mGluR5 приводит к повышенной активности у крыс.

Глутаматные рецепторы, таким образом, могут быть еще одной «целью» при лечении СДВГ. Авторы новой работы под руководством Хакона Хаконарсона из исследовательского центра Филадельфийского детского госпиталя провели клинические испытания фармакологического воздействия фазорацетама — активатора глутаматных рецепторов. Ранее этот препарат уже показал эффективность при лечении сосудистой деменции у взрослых.

В ходе исследования ученые отобрали 30 подростков с СДВГ в возрасте от 12 до 17 лет: геномный анализ также выявил у них мутации генов, связанных с работой mGluR. Участникам прописала прием препарата фазорацетама: дозировка увеличивалась с 50 до 400 миллиграммов. Лечение проходило в течение четырех недель; до этого в течение недели участники исследования принимали плацебо.

Исследователи сообщают, что клинические испытания препарата прошли успешно: ученые обнаружили существенное (p < 0,001) ослабление поведенческим симтомов в сравнении с показателями до начала исследования и во время приема плацебо. Среди побочных эффектов наблюдалось только небольшое головокружение — и только у одного из участников.

Фазорацетам, таким образом, показал свою безопасность и эффективность при лечении СДВГ среди пациентов с генетической предрасположенностью к заболеванию, характеризующейся нарушением работы mGluR. Авторы отмечают, что это первая фаза клинических исследований: в дальнейшем эффективность такого фармакологического вмешательства будет проводиться на большей выборке участников.

Предрасположенность к получению немедленных наград иногда ассоциируют с СДВГ. Недавно ученые обнаружили, что за такую предрасположенность отвечает однонуклеотидный полиморфизм интрона гена GPM6B.

Елизавета Ивтушок