Химики МГУ создали биопрепараты, разлагающие пестициды и снижающие устойчивость бактерий к антибиотикам

Сотрудники химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова разработали многофункциональные биопрепараты, которые способны разлагать пестициды в почве и снижать устойчивость бактерий к антибиотикам. Результаты работы были опубликованы в журналах International Journal of Environmental Research and Public HealthJundishapur Journal of Natural Pharmaceutical Products и Catalysts.

Учёные разработали биопрепараты, которые позволяют быстро и эффективно разлагать фосфорорганические пестициды в почвах. С помощью клеток биолюминесцетных бактерий авторы подтвердили отсутствие токсичности у почв, исходно содержащих пестициды.

«Для улучшения стабильности мы впервые иммобилизировали ферментные биопрепараты на дешевом минеральном носителе — натуральном цеолите, который обработали под действием низкотемпературной плазмы. Такая обработка обеспечивала повышение сорбционной емкости этого материала и его эффективное введение в почвогрунты для удаления пестицидов», — рассказала одна из авторов статьи, Ольга Маслова, кандидат химических наук, научный сотрудник кафедры химической энзимологии химического факультета МГУ.

large-preview-pestitsidy.pngДля создания препарата ученые использовали фермент органофосфатгидролазу, который был стабилизирован полиаминокислотами

Для создания препарата ученые использовали фермент органофосфатгидролазу, который был стабилизирован полиаминокислотами. Проведя расчёты на суперкомпьютере «Ломоносов» авторы спрогнозировали и рассчитали стабильные мультифункциональные высокоактивные биопрепараты на основе этого фермента и получили их на практике.

Комбинированное использование тех же ферментных биопрепаратов и различных антибиотиков препятствовало развитию резистентности к антибиотикам у бактерий и позволило снизить эффективные дозы препаратов в 8,5 раз. Это произошло из-за того, что фермент органофосфатгидролаза оказался способным катализировать (ускорять) не только гидролиз пестицидов, но и молекул, синтезируемых бактериями для перехода в антибиотикоустойчивое состояние.

«Потенциал применения подобных ферментных биопрепаратов в агросекторе экономики должно способствовать улучшению качества продукции и повышению эффективности сельскохозяйственного производства. В дальнейших исследованиях мы планируем более глубоко изучить и оптимизировать возможности использования разработанных ферментных биопрепаратов, чтобы регулировать развитие устойчивости у более широкого круга бактерий к самым разным антибиотикам»*, — заключила Ольга Маслова.