Исследователи выделили сотни мутаций в некодирующей ДНК, влияющих на развитие рака

Ученые впервые связали мутации, не затрагивающие белок-кодирующие гены, с экспрессией онкогенов, что позволит сделать диагностику и лечение раковых заболеваний более эффективными, – сообщает sci-news.com.

Рак развивается из-за неконтролируемого роста и деления клеток, что ведет к распространению метастазов по всему организму и массовым дисфункциям органов.

Ведущие исследования ранее показали, что превращение клетки в раковую обусловлено накоплением мутаций в клеточной ДНК. Мутация попадает в ген белка, управляющий делением клетки, клетка превращается в злокачественную и становится неконтролируемой. Эти знания позволили разработать эффективные терапевтические средства для лечения онкологии.

Однако большинство мутаций не затрагивают кодирующие гены и найдены в так называемой некодирующей области ДНК. Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего выявили сотни мутаций в некодирующих областях ДНК, которые непосредственно регулируют экспрессию генов, вызывающих рак. Их работа была опубликована в журнале Nature Genetics.

«Большинство мутаций, связанных с раком, происходят вне кодирующих генов, но их так невероятно много, что трудно понять, какие из них действительно влияют на распространение рака, а какие являются просто шумом», – сказал ведущий автор статьи доктор Трей Идекер, профессор Moues Cancer Center и UC San Diego School of Medicine.

До этого уже предпринимались попытки понять влияние мутаций вне кодирующих генов на онкозаболевания. 200 мутаций были записаны в специальной базе TCGA (The Cancer Genome Atlas), содержащей данные секвенирования генов из нормальных и пораженных раком тканей. Однако тогда удалось выделить только одну мутацию, действительно влияющую на течение заболевания.

Идекер и его коллеги использовали данные TCGA, добавив дополнительный слой анализа. Они сконцентрировались на исследовании изменений в экспрессии генов. И ученым удалось обнаружить, что все 200 известных мутаций оказывают непосредственное воздействие на особенности течения онкологии – помогают опухолям расти, стимулируя активность онкогенов.

Один из авторов исследования Вэй Чжан выделил мутацию в гене под названием DAAM1: «Активация DAAM1 делает опухолевые клетки более агрессивными и повышает их способность проникать в окружающие ткани», – объяснил ученый.

Исследование поможет в разработке новых стратегий диагностики и лечения, основанных на выявлении функциональных мутаций в опухоли пациента.