Google, Microsoft и Amazon вступают в альянс для устранения голода в мире

В это может быть сложно поверить, потому что на улице 2018-й год, но миллионы людей до сих пор каждый день голодают. По данным ООН, больше 20 млн человек прямо сейчас вообще нечего есть, а еще 1,3 млрд живут в состоянии перманентной нищеты, меньше чем на $1.25 в день, и постоянно озабочены вопросами выживания. Один неурожайный сезон, одно глупое решение местных властей, и весь регион может стать зоной бедствия. Но точно предсказать, где возникнет такая ситуация, не могут даже лучшие в мире аналитики. Поэтому Всемирный банк, Красный Крест, ООН и другие международные организации просят помощь у компаний Кремниевой долины. Первая цель – разработка системы искусственного интеллекта, которая сможет предсказывать, где и когда люди в мире начнут голодать.

Голод – одна из самых «медленных» глобальных катастроф. Это не торнадо, не извержение вулкана, не цунами, не землетрясение. На развитие бедствия нередко уходят месяцы или даже годы. Меньшая скорость, пожалуй, только у процесса повышения уровня воды в мировом океане. И тем не менее возникновение массового голода зачастую оказывается очень сложно предсказать и предотвратить.

Число погибших от голода с 1850-го по 2016-й

Проблема в том, что, как ни странно, на ситуацию влияет очень много факторов. Нехватка продовольствия – только один из них. Страны вроде Северной Кореи, Гаити, Мозамбика, Уганды, Бангладеша и Эфиопии уже научились жить с ней как с данностью. Война и резкая дислокация ресурсов – вторая причина, но только она одна не гарантирует возникновение голода, а заранее посылать сотни тысяч тонн груза, только чтобы оказалось, что они не были востребованы – огромная трата ресурсов, которых и так недостаточно для борьбы с такой глобальной проблемой.

Южный Судан

Вызвать массовый голод может засуха, избыток дождей, слишком теплая зима или чересчур холодное лето, нашествие стай саранчи (см. Мадагаскар в 2013-м), чрезмерная вырубка деревьев, инфляция цен, засоление почвы – и, конечно, действия своего дорогого правительства, как случилось в Китае в 1959–1961 и в СССР в 1932–1934. Поэтому точно понять, когда и где возникнет катастрофа, и в каких масштабах надо реагировать, Всемирный банк сейчас толком не может, несмотря на задействование тысяч специалистов.

Франк Буске, глава Группы противодействия хрупкости, конфликтам и насилию Всемирного банка, комментирует:

Предсказывание места и причины возникновения голода – крайне сложная задача. Мы можем в той или иной мере прогнозировать засухи и наводнения, но из десяти последних крупнейших кризисов дефицита еды, причиной девяти был вооруженный конфликт. Когда такая ситуация уже развернулась, реагировать поздно. Зачастую даже доступ к зоне бедствия оказывается затруднен, а еда, которую мы туда посылаем, не доходит до нужных рук.

Воины Армии Освобождения Южного Судана

Но люди от голода продолжают умирать – даже в XXI веке, с Илоном Маском, солнечными батареями и спутниковым интернетом. Масштабный кризис, с сотнями тысяч погибших, сейчас идет в четырех странах Африки. Нигерия, Йемен, Сомали и Южный Судан. Под риском смерти из-за недоедания в этих странах сейчас находятся 20,3 млн человек. Большинство из них получают немного питания от международных благотворительных фондов, но до некоторых – зачастую, самых обездоленных – помощь не доходит. Один из волонтеров в Южном Судане рассказывает, как все дороги, ведущие в зону бедствия, контролируют местные бандиты. За время поездки (меньше 120 километров), их 70 раз останавливают на «блок-постах», каждый раз требуя свою долю.

Еще более глупой является причина десятков тысяч смертей в Йемене. У ООН хватает ресурсов, чтобы послать туда помощь. Но порт Ходейда, самый большой и самый главный в стране, блокирует Саудовская Аравия. Около 90% своих продуктов питания Йемен импортирует, и почти всё – через Ходейда. Но сауды осуществляют блокаду порта и не пропускают грузы, утверждая, что так они предотвращают контрабанду оружия (хотя ООН тщательно проверяет каждый прибывший корабль).

Саида Ахмад Багхили из Йемена, в госпитале из-за недоедания. Этой девушке 18 лет

Похожие кризисы, хоть и не настолько масштабные, протекают в Конго, Сирии, Ираке, ЦАР, Чад и Афганистане. В группе высокого риска состоят 34 млн людей людей в Центральной и Южной Америке, 220 млн людей в Африке и 512 млн людей в Азии. Еще 3 млрд людей в мире живут меньше чем на $2.50 в день. Один резкий скачек стоимости продовольствия – и у них не будет возможности даже заплатить за еду.

Поэтому на днях Всемирный банк объявил о создании Глобальной Коалиции по борьбе с голодом. Благотворительные фонды и крупнейшие международные организации объединятся с IT-компаниями, чтобы те помогли им разработать принципиально новые способы борьбы с проблемой. В коалицию, в числе прочих, входят ООН, Всемирный банк, Красный Крест, Google, Microsoft, Amazon и несколько десятков стартапов. Первый большой проект, над которым им предстоит работать, – технология FAM (Famine Action Mechanism).

Это постоянно развивающийся машинный алгоритм, который, используя все данные ООН и Всемирного банка, сможет с высокой точностью предсказывать те области, которые вскоре испытают чрезвычайную нехватку продовольствия. Он будет работать в облаке AWS, и его разработкой сейчас занимается несколько тысяч специалистов. Текущий план – с помощью FAM и совместных усилий крупнейших компаний/организаций полностью искоренить массовый голод на планете в ближайшие 10–20 лет. По словам руководителя Всемирного банка Джим Ён Кима, «это огромный позор для всей нашей расы, что люди до сих пор голодают, несмотря на все успехи науки и технологий».

Ноги 12-летнего мальчика из Йемена

FAM будет предсказывать масштабные нехватки продуктов питания по второстепенным признакам, и покажет, сколько ресурсов необходимо направить в данном направлении. Всемирный банк надеется, что с такой технологией средства смогут достигать кризисных зон еще до возникновения бедствия. Это поможет устранить причины голода на начальной стадии и сэкономит минимум 30–40% финансов за счет их точечного распределения. Банк также надеется, что внедрение новой AI-технологии по всему миру сделает жизнь в бедных локальных сообществах более стабильной и предсказуемой, и поспособствует привлечению туда инвестиций.

Брэд Смит, президент Microsoft, говорит, что искусственный интеллект оказывается незаменимым для решения такой сложной задачи с массой возможных переменных:

Машинное обучение и AI позволят нам очень точно предсказывать и выявлять ранние признаки нехваток продовольствия. Они принимают во внимание все факторы, даже неочевидные. Сейчас мы диагностируем только внешние признаки, такие как неурожаи, засухи, конфликты и стихийные бедствия. AI ускорит нам реагирование на недели или даже на месяцы. Если мы сможем точнее предсказать, когда и где произойдет будущий голод, мы спасем много жизней.

Руководители Всемирного банка говорят, что мысль объединить свои силы с главными IT-компаниями пришла к ним в прошлом году, когда они встретились со своими коллегами из ООН, чтобы оценить итоги последнего продовольственного кризиса в Сомали. Хотя они отреагировали на бедствие достаточно быстро, эффективность их помощи оказалась крайне низкой. Были потеряны десятки тысяч жизней, и обе стороны винили в этом бюрократию. Было очень сложно получить финансирование для тех процессов, масштаб которых был еще не ясен, а на оценку ситуации уходило много времени. Тогда и возникло предложение попросить помощь у IT-фирм и стартапов, где бюрократии меньше, а скорость принятия решений выше, чем в любой другой индустрии. Специалисты из Microsoft, Google и Amazon рассказали о впечатляющих возможностях новых систем искусственного интеллекта. Так появилась идея создания FAM.

Хамад Хусейни в лагере беженцев в северной Нигерии (город Монгуно) просеивает песок, пытаясь найти бобы, которые могли упасть во время распределения пищи

Эд Хсу, старший советник президента Всемирного банка, говорит, что международные лидеры решили заручиться поддержкой «тех-гиков» из-за их способностей находить нестандартные пути решения старых проблем, смотреть на ситуацию по-новому. К тому же, наш супер-объединенный мир позволяет некоммерческим организациям собирать огромные объемы данных, и единственное препятствие – способность быстро их анализировать.

Можем ли мы использовать новую информацию со спутниковых снимков или из социальных сетей, чтобы проанализировать эту проблему голода и взглянуть на её решение с другой стороны? Мы задали этот вопрос лучшим AI-экспертам в мире, попросили их поддержки, и, кажется, у нас получилось.

Сначала система FAM будет запущена в пяти странах с самой критической ситуацией. Названия государств не упоминаются, но, видимо, это будут Нигерия, Йемен, Сомали и Южный Судан, а пятой, скорее всего, станет Бурунди или ЦАР. Стартовая версия проекта будет готова к работе уже в начале следующего месяца. Ожидается, что дальше технология пойдет по всем странам и регионам, включая даже США и Европу.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (3 votes)
Источник(и):

habr.com