Генетическое исследование малярии показывает, как болезнь стала смертельной

Фото: BBC

Группа исследователей под руководством ученых из Института Сенгера (Кембридж, Великобритания) изучила родословную опасного паразита, сравнив семь типов малярии. Около 50000 началось разделение паразитов на разные типы, причем одна «ветвь» содержала самые смертоносные для человека виды. Результаты опубликованы в журнале Nature Microbiology.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно более 200 миллионов человек заражаются малярией; болезнь привела к гибели почти полмиллиона человек во всем мире в 2016 году, и большинство из них были детьми в возрасте до пяти лет.

Самым опасным видом паразитов, которые вызывают малярию у людей, считается Plasmodium falciparum. Этот вид попадает в организм человека через укус самки комара Anopheles. Но существует также много других родственных видов, которые могут заразить близких родственников человека – шимпанзе и горилл.

Исследователи изучили образцы крови здоровых обезьян и обнаружили в крови животных очень высокий уровень паразитов малярии. «[Эти животные] не знают о научной ценности в своей крови. У нас нет окаменелостей для отслеживания истории паразита», – сказал доктор Мэтт Берриман в интервью BBC News.

Образцы крови предоставили серию малярийных генетических кодов, которые ученые могли использовать для отслеживания эволюционной истории малярии. Всего они исследовали семь различных типов возбудителей болезней: три, которые заражают шимпанзе, три, которые заражают горилл и вид, смертельно опасный для человека.

Сравнение геномов позволило команде учёных проследить, как генетический код был «перетасован» по мере развития паразита – и как и когда эта перетасовка привела к смертельному генетическому «рецепту», которым обладает Plasmodium falciparum.

Ученые обнаружили, что эволюционная линия, ведущая к Plasmodium falciparum, возникла 50000 лет назад, но ветка смертоносного паразита начала форсироваться лишь 3000–4000 лет назад. До этого болезнь поражала лишь животных. Исследователи считают, что это произошло в связи с ростом количества людей на Земле: для паразитов возник новый «дом».

Понимание того, как развивалась болезнь, может позволить ученым не допустить похожего сценария в будущем: развития возбудителя до такого состояния, что болезнь будет передаваться от человека к человеку.