Физическая активность отцов положительно сказывается на потомстве

Ученые выяснили, что у физически активных самцов мышей, рождается более здоровое потомство, чем у их ленивых сородичей, – пишет sciencemag.org . Пока не ясно, являются ли результаты справедливыми для людей, но доказан факт, что преимущества от физических упражнений передаются следующему поколению.

Ученые уже знают, что отсутствие физической активности и неправильное питание родителей могут отрицательно сказаться на потомстве. Например, матери, страдающие ожирением во время беременности, рожают детей, которые склонны к полноте и развитию метаболических заболеваний, такие как сердечно-сосудистые заболевания. В другом исследовании было обнаружено, что самцы крыс, которые употребляли добавки с высоким содержанием жиров, родили детей, неспособных нормально переносить глюкозу, что является признаком диабета второго типа.

Чтобы определить, верно ли противоположное, молекулярный физиолог Кристин Стэнфорд из Колледжа медицины штата Огайо в Колумбусе и ее коллеги держали самцов мышей на жирной диете в течение 3 недель. Одна группа животных имела возможность пробегать в колесе в среднем около 6 километров в сутки, а остальные почти не двигались. Потом часть мышей вскрыли, чтобы получить их сперму, а другим позволили спариваться.

Ученые следили за потомством, пока детям не исполнился год – это средний возраст мыши. Все дети также ели жирную еду и не имели никакой физической активности. Однако потомство здоровых отцов, казалось, наследовало метаболизм от пап. Потомство «спортсменов» демонстрировало лучшую реакцию на повышение уровня глюкозы в крови и снижение уровня инсулина – оба признака здорового метаболизма, – сообщают исследователи сегодня в диабете.

«Тренировка полностью нивелирует отрицательный эффект диеты с высоким содержанием жиров» на потомстве, – считает Стэнфорд.

Исследователи подозревают, что потомство может наследовать метаболическое состояние своего отца с помощью небольших молекул РНК в сперме. Предыдущие исследования связали эти молекулы с изменениями метаболизма у следующих поколений. И действительно, сперма ленивых пап была загружена фрагментами передаточной РНК. Эти молекулы, когда они целы, необходимы для синтеза белков, но функция фрагментов остается загадкой – они могут модифицировать продукцию белка. Сперма «спортивных» самцов, напротив, имела относительно немного таких фрагментов. Исследователи до сих пор не знают, как фрагменты РНК влияют на метаболизм потомства, но предполагают, что они меняют рост или развитие плода на ранней стадии беременности.

Репродуктивный биолог Мишель Лейн из Университета Аделаиды в Австралии, которая не была связана с исследованием, считает, что это полезная статья. Но предупреждает, что пока непонятно, дает ли физические упражнения одинаковые преимущества людям, поэтому потенциальным отцам еще рано начинать готовиться к марафонам. Но, возможно, люди начнут понимать, что их физическая активность определяет, насколько здоровыми будет их дети.