«Это - будущее»: как в Сколково тестируют беспилотное такси «Яндекса»

-->

За несколько дней услугами беспилотного такси «Яндекса», которое в тестовом режиме возит пассажиров по территории Сколково, воспользовались сотни человек. В их числе оказались сити-менеджер, вице-президент Фонда «Сколково» Максим Шейфель и корреспонденты Sk.ru

Какова максимальная скорость и когда беспилотники начнут ездить не только в Сколково, но и по всей территории Москвы. Это самые распространенные вопросы, которые слышит сопровождающий пассажиров в этих поездках Алексей Андрианов, инженер по обеспечению качества «Яндекса».

«Что касается ответа на первый вопрос, то мы ездим строго по правилам и соблюдаем скоростное ограничение, которое в Сколково составляет 40 километров в час, – рассказывает Sk.ru г-н Андрианов, сидя на переднем пассажирском сидении и наблюдая за показателями поездки, которые выводятся на планшет. – А что до второго вопроса, то я могу лишь повторить позицию нашей компании: «Беспилотные такси появятся на дорогах раньше, чем мы думаем».

Одними из первых пассажиров беспилотного автомобиля Яндекса на минувшей неделе стали премьер-министр Дмитрий Медведев и мэр Москвы Сергей Собянин. К машине глава правительства подошел после участия в форуме «Открытые инновации» и заседания Попечительского совета Фонда «Сколково». Премьер-министра сопровождал глава «Яндекса» Аркадий Волож, который на пленарном заседании форума рассказывал о реализации проекта беспилотных такси. Они заняли задние сиденья, на переднее пассажирское сел инженер «Яндекса». Машина без водителя тронулась с места и скрылась за поворотом. Через несколько минут автомобиль вернул премьер-министра и его спутников на то же место.

Поездка по инновационному центру занимает около 20-ти минут, и, как рассказывает Алексей Андрианов, помимо просто любопытствующих такси перевозит и тех, кто едет со вполне конкретной целью: «Два дня подряд я сопровождал студентов Сколтеха, которым нужно было перемещаться между новом кампусом и старым зданием университета в квартале Менделеева».

Чтобы вызвать бесплотник в Сколково, нужно открыть приложение «Яндекс.Такси»: сервис сам определит местоположение пользователя, и если тот находится на территории инновационного центра, предложит услугу поездки на беспилотнике. Пока такси перевозит тех сотрудников Сколково и компаний-резидентов, которые захотели принять участие в эксперименте.

«Со временем услуга вызова беспилотника станет доступна всем гостям инноцентра, – обещают в «Яндексе». – Чтобы воспользоваться ею, нужно принять условия электронного соглашения об участии в тестировании беспилотных автомобилей. Ещё нужно быть старше 18 лет — наш беспилотник катает только взрослых пассажиров. Поездка будет бесплатной, а время ожидания машины зависит от спроса».

Над технологиями для беспилотного автомобиля в «Яндексе» работают с 2016 года, применяя наработки из области машинного обучения, компьютерного зрения и навигации. В июне 2017 года «Яндекс.Такси» провело закрытое испытание беспилотного автомобиля. В феврале этого года беспилотная машина «Яндекса» впервые проехала по улицам Москвы после снегопада, а в июне беспилотник преодолел 789 км между Москвой и Казанью.

Кроме Сколково тестовый полигон действует в «Иннополисе» неподалеку от столицы Татарстана. Ездивший там Алексей Андрианов рассказывает такой случай: на одной из улиц поздним вечером не зажглись фонари.

«Это была прямая и совершенно пустая дорога. В полной темноте машина вдруг перестроилась, хотя без причины этого не происходит. Я хотел было уже зафиксировать ошибку, как вдруг из темноты вынырнули два велосипедиста. То есть беспилотник разглядел их раньше меня и принял абсолютно верное решение перестроиться».

Система автономного управления состоит из лидаров (лазерных локационных оптико-электронных систем), камер, радаров, системы спутниковой навигации и инерционного измерительного модуля. Сенсоры распознают все объекты в радиусе ста метров вокруг автомобиля (включая другие машины, людей, велосипедистов и так далее) и их скорость. На основе этих данных беспилотник предсказывает изменение дорожной ситуации 50 раз в секунду, фокусируясь, в отличие от водителя-человека, не на чем-то одном, а на всех объектах одновременно.

Как следствие возникает то, что г-н Андрианов называет эффектом перестраховки.

«Машина скорее будет стоять и пропускать других участников движения, чем допустит опасную ситуацию». Где поведение машины контрастирует с тем, что сделал бы человек? «Это опять-таки про перестраховку. Например, если нужно перестроиться для поворота, человек может сделать это за несколько метров до идущей следом машины, особенно если водитель сзади понял этот маневр и готов пропустить, – поясняет инженер-испытатель «Яндекса» с 15-летним стажем вождения. – Беспилотник так резво вклиниваться в предназначенный для поворота ряд не будет, даже если автомобиль сзади пропускает».

Безопасность на высоте

На эти особенности обратил внимание Максим Шейфель, вице-президент Фонда «Сколково», сити-менеджер, поделившийся с Sk.ru первыми впечатлениями от поездки на беспилотном такси:

«Могу сказать сразу, это – будущее, – заявил он. – Визуально автомобиль реагирует на препятствия быстрее, чем обычный водитель. Стоило пешеходу появиться на переходе, автомобиль сразу затормозил. В этом смысле робот ведет автомобиль жестче, чем водитель-человек. Поездка комфортная, безопасная, беспилотное такси соблюдает все дорожные знаки. Никаких лишних ускорений. Как сити-менеджеру мне, конечно, в первую очередь, важна сама услуга, которую оказывает такси от «Яндекса». Это будет круглосуточный сервис, качественный и безопасный. Судя по тому, что я видел, безопасность на высоте».

По словам М.Шейфеля, в перспективе беспилотные такси будут функционировать круглосуточно и в любую погоду смогут обеспечивать перемещение пассажиров по всей территории иннограда. При этом сити-менеджер подчеркнул, что в его представлении такие автомобили должны быть электрическими. В ближайшие лет 8–10 количество таких автомобилей ориентировочно может составить сотню. К тому времени, надеется вице-президент «Сколково», будут полностью сформирована законодательная база, регулирующая беспилотные такси.

На данный момент пока не существует законодательного механизма даже для взимания платы за услугу по перевозке пассажиров на беспилотном такси, замечает собеседник Sk.ru.

Начало пилотной эксплуатации такси-беспилотников совпало с присуждением иннограду Сколково награды за устойчивое развитие городов Green Mobility Awards.

«Мы получили награду в целом за зеленые маршруты, – говорит Максим Шейфель. – Это связано не только с беспилотниками, но и созданием велотранспортной, самокатной инфраструктуры и вообще за создание концепции города, в котором до 40% занимают озелененные территории».

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

sk.ru