Доказана эффективность нового метода диагностики заболеваний мозга

Издательство Nature Publishing Group опубликовало результаты исследований ученых ТГУ, подтверждающие эффективность нового метода диагностики заболеваний головного мозга. Уникальный способ неинвазивной оценки состояния оболочек нервных волокон (миелина) при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ) был разработан под руководством профессора Университета Вашингтона, научного руководителя лаборатории нейробиологии НИИ ББ ТГУ Василия Ярных. В скором времени разработчики намерены адаптировать свой метод под разные типы магнитнорезонансных томографов.

Новая диагностическая технология, позволяющая при жизни анализировать состояние оболочек нервных волокон, основана на получении карт миелина. С помощью специальной математической обработки данных МРТ нейробиологи получают изображения мозга, которые отражают количество миелина подобно тому, как рельеф местности воспроизводится на географических картах.

Чтобы проверить достоверность получаемых карт миелина, нейробиологи ТГУ провели серию экспериментов совместно с коллегами из Института цитологии и генетики СО РАН (Новосибирск), который располагает уникальным научным оборудованием, включая сверхвысокопольный магнитно-резонансный томограф для лабораторных животных.

• Исследования проводились с использованием купризоновой модели, которая применяется во многих странах для доклинических исследований эффективности диагностики и терапии рассеянного склероза, – говорит руководитель лаборатории нейробиологии НИ ББ ТГУ Марина Ходанович. – Мышам вводился токсичный агент, взывающий разрушение миелина в головном мозге, после чего выполнялось магнитно-резонансное сканирование животных по методике профессора Василия Ярных и последующее гистологическое исследование.

Сопоставление полученных результатов показало, что карты миелина точно отражают его количественные изменения в белом и сером веществе головного мозга. Соответственно, способ диагностики, разработанный под руководством профессора Василия Ярных, является эффективным и безболезненным инструментом для оценки повреждений мозга. Наряду с этим он позволяет контролировать результаты терапии больных, страдающих демилиенизирующими заболеваниями центральной и перифирической нервной системы. Наиболее известными из этих недугов являются рассеянных склероз и боковой амиотрофический склероз.

Метод разработан учеными ТГУ в рамках проектов РНФ и госзадания Минобрнауки РФ. Он может использоваться в диагностических целях и при других заболеваниях, в частности, при инсульте и черепно-мозговых травмах, где проблема заключается не только в гибели нейронов, но и в повреждении оболочек аксонов, что в свою очередь нарушает передачу сигнала между нервными клетками.

Результаты исследований ученых ТГУ опубликованы в одном из наиболее цитируемых международных междисциплинарных журналов – Scientific Reports.

В настоящее время ученые проводят клиническое внедрение нового метода на базе нескольких медицинских центров. В ближайшем будущем они намерены разработать протокол исследований, адаптированный под разные виды клинических магнитно-резонансных томографов, что поможет врачам точнее диагностировать неврологические заболевания.

www.tsu.ru