Учёные впервые получили стоячую световую волну

В 2015 г., в Инженерно-прикладной школе (School of Engineering and Applied Sciences, SEAS) Гарвардского университета был создан интегрируемый на чип метаматериал, коэффициент преломления у которого был равен нулю. Длина волны попадающего в этот материал света может быть как угодно большой, а фаза её — постоянной.

Теперь, спустя два года, исследователи из SEAS продвинулись дальше в совершенствовании этой технологии, предоставляющей новый способ манипулирования светом в схемах фотоники.

В статье, опубликованной в ACS Photonics, они сообщили о разработке из материала с нулевым преломлением волновода, совместимого с современными технологиями кремниевой фотоники. Запустив в свой волновод две встречные волны авторы смогли наблюдать явление, прежде известное лишь теоретически — стоячую световую волну.

«Это важный шаг, поскольку он означает, что мы можем подключаться напрямую к обычным оптическим устройствам и находить реальные приложения для эффекта нулевого коэффициента — отметил один из участников работы, Филип Камайд-Муньоз (Philip Camayd-Muñoz). — В будущем квантовые компьютеры могут базироваться на сетях возбужденных атомов, взаимодействующих посредством фотонов. Дальность взаимодействия атомов соизмерима с длиной волны света. Сделав длину волны большой, мы можем получить дальние взаимодействия для масштабирования квантовых устройств».

Гарвардский офис технологического развития подал заявку на патентование этого изобретения и ведёт поиск вариантов его коммерциализации.

ko.com.ua