Дорогие читатели, Нашему шестнадцатилетнему, волонтёрскому и некоммерческому проекту для создания новой, современной версии N-N-N.ru, очень нужно посоветоваться касательно платформы нашего сайта – SYMFONY & DRUPAL 8. Платформа не простая, но обещаем – мы не займём много времени, просто нужна консультационная поддержка квалифицированного разраба. Если вы можете помочь, то связаться с нами можно на страницах Facebook.com здесь и здесь.

Ученые придумали, как создать металлические сплавы нового поколения

artbaggage/Pixabay

Исследователи из Стэнфордского университета показали, что высокое давление – это ключ к созданию высокоэнтропийных сплавов металлов: более легких, прочных и термостойких. Результаты работы представлены в журнале Nature Communications.

Высокоэнтропийные сплавы – это новый класс сплавов, дизайн которых основывается не на добавлении небольшого количества металла к одному базовому (например, бронза – это медь с добавлением олова), а на смешивании многих металлов в приблизительно равных количествах. Считается, что такие сплавы будут лучше обычных. Сейчас материаловеды исследуют вопрос, как обеспечить их стабильность. А именно — как добиться определенной упаковки атомов в сплаве, что существенно влияет на его свойства.

В своей работе американские исследователи успешно создали сплав из пяти металлов (марганца, кобальта, железа, никеля и хрома), в виде двух кристаллических структур: объемно-центрированной кубической решетки (ОЦК) и гранецентрированной кубической решетки (ГЦК). Однако им никак не удавалось добиться гексагональной плотноупакованной ячейки (ГПУ). Но в своей новой работе с помощью высокого давления они смогли получить результат.

ГЦК-упаковку атомов можно представить как два слоя шаров для тенниса, лежащих один на другом. А если сдвинуть один слой шариков по отношению к другому так, чтобы шары верхнего слоя не лежали строго над шарами нижнего, а попадали в промежутки между ними, то получится ГПУ.

Ученые предположили, что этот сдвиг сложно осуществить, так как магнитные силы между атомами металлов мешают этому. Тогда исследователи поместили сплав в условия высокого давления, чтобы разрушить магнитные взаимодействия. Давление, которое использовали в работе, (55 ГПа) встречается в мантии Земли. К удивлению ученых сплав сохранял свою структуру даже после уменьшения давления. Теперь исследователи планируют экспериментировать со сплавами из других металлов.