Ученые нашли связь между повреждениями мозга и криминальными наклонностями

Американские ученые нашли связь между повреждениями мозга и криминальными наклонностями. Для этого они изучили, какие патологические изменения головного мозга встречаются у людей, осужденных за преступления. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщается, что у всех участников исследования были найдены нарушения нейронных связей, участвующих в принятии решений и умении оценивать психическое состояние других людей.

Некоторые виды повреждений головного мозга могут привести к антисоциальному поведению. Известный пример — американец Финеас Гейдж, живший в середине XIX века. Во время аварии при строительстве железной дороги металлическая балка пронзила его череп и повредила мозг в районе левой части префронтальной коры. Гейдж выжил, однако его близкие жаловались, что его характер после травмы сильно изменился: он стал скрытным и грубым. Другой пример — американский убийца Чарльз Уитмен, который в возрасте 25 лет убил своих жену и мать, после чего в течение полутора часов стрелял по людям с башни Техасского университета. При вскрытии его тела патологоанатомы обнаружили опухоль в районе правой височной доли головного мозга. Такие случаи в медицинской практике позволяют ученым сделать предположение, что некоторые повреждения мозга могут быть напрямую связаны с антисоциальным и даже криминальным поведением.

Авторы новой работы под руководством Майкла Фокса (Michael D. Fox) из Гарвардской медицинской школы изучили 17 пациентов с различными повреждениями головного мозга и историей судимости за различные деяния (как насильственные преступления, так и кражу и мошенничество). Исследователи проанализировали повреждения головного мозга пациентов: они были локализованы в различных частях, включая медиальную часть префронтальной коры, орбитофронтальную кору и различные билатеральные части височных долей.

2f0d4e2c5e624bd02644fe17219a3bd9_0.jpgFox et al. / PNAS 2017

Ученым не удалось обнаружить участок мозга, объединяющий всех пациентов; тем не менее, симптомы, связанные с повреждением отдельных участков мозга, могут также быть связаны с другими, функционально и анатомически связанными с ними областями. Поэтому исследователи изучили функциональную связность между всеми поврежденными участками головного мозга пациентов и обнаружили, что все зарегистрированные поражения объединяет одна сеть, отвечающая за принятие моральных решений, модель психического состояния (англ. theory of mind; умение оценивать как собственное психическое состояние, так и состояние других людей), но не отвечающая за эмпатию и когнитивный контроль. Ученые также сравнили полученные данные с повреждениями мозга 23 других пациентов, в поведении которых не наблюдалось криминальных наклонностей.

(A) зоны мозга, функционально связанные с обнаруженными у пациентов повреждениями (большая температура цвета указывает на большую связь) (B) функциональная связность в сравнении с пациентами без криминальных наклонностей. Fox et al. / Proceedings of the National Academy of Sciences 2017

Таким образом, ученым удалось выявить возможный механизм нарушения головного мозга и последующего проявления криминальных наклонностей. Для построения точных выводов о причинно-следственных связях поражений и антисоциальных наклонностей, тем не менее, вопрос стоит изучать и далее.

В прошлом году ученые обнаружили в соматосенсорной коре крыс нейронные связи, отвечающие за щекотливость. Также, совсем недавно удалось обнаружить нейронные корреляты извлечения воспоминаний.

Автор: Елизавета Ивтушок