Представители отрасли композитов обсудили тенденции развития рынка

-->

11 международная конференция «Композитные материалы: производство, применение, тенденции рынка» состоялась 24 ноября 2017 года в Московской торгово-промышленной палате. Участники конференции обсудили барьеры, их преодоления. Мероприятие проводилось Союзом производителей композитов по заказу Министерства промышленности и торговли РФ.

В пленарной дискуссии приняли участие руководитель отдела композиционных и новых материалов Министерства промышленности и торговли РФ Евгений Кравцов, председатель правления Союза производителей композитов Сергей Фахретдинов, исполнительный директор Союза производителей композитов Сергей Ветохин, генеральный директор UMATEX Group Александр Тюнин, генеральный директор компании «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский, директор «НИИграфит» Евгений Маянов.

Евгений Кравцов рассказал участникам конференции о государственных мерах поддержки отрасли композитов, направленных на стимулирование роста профильного рынка. Речь главным образом идет о предоставлении государственных субсидий на создание новых производств, а также разработке необходимой нормативно-правовой базы для внедрения композитов в разных отраслях промышленности.

Александр Тюнин в своем выступлении выразил мнение о том, что рост российского рынка зависит не только от развития сырьевой базы — расширения производственных площадок по производству ПАН-волокна и углеродного волокна на его основе. Важным аспектом является также создание предприятий в области полуфабрикатов и готовых изделий из композитов. Вторая по сложности проблема, по его словам, это длительные сроки квалификации новых материалов для разных применений. Решение он видит в сокращении сроков этого процесса в два раза, что позволит существенно ускорить внедрение материалов в стратегических отраслях промышленности.

Сергей Фахретдинов обратил внимание на другой барьер, ограничивающий применение композитов. Речь идет о госзакупках, где приоритет отдается низкой стоимости материалов. По его словам, цена на инновационную продукцию, как правило, оказывается выше, поэтому предпочтение отдается традиционным более дешевым материалам. Посетовал спикер и на консервативность мышления лиц, принимающих решение о применении традиционных или инновационных материалов в изготовлении тех или иных конструкций.

Александр Тюнин также поделился видением относительно того, как масштабировать рынок углеродного волокна с 300 т в 2017 году до 3000 т в 2025 году. Он назвал четыре приоритетных направления:

  • Первое, реализация проектов производства композитных ветролопастей обеспечит потребление 500 тонн углеродного волокна в год.
  • Второе, локализация производства композитных сосудов высокого давления четвертого поколения повысит потребление углеродного волокна на 700 тонн.
  • Третье, развитие производства спортивного инвентаря увеличит потребление еще на 400 тонн в год.
  • Четвертое, потенциал применения композитов в строительстве составит порядка 500 тонн.

Евгений Маянов выразил мнение, что экономический рост отрасли во многом будет зависеть от нового поколения российских композитчиков, которые займутся передовыми научно-техническими разработками.

Сергей Ветохин отметил, что несмотря на скромные объемы рынка композитов в России, потенциал для роста в отраслях, являющихся потребителями композитов, огромный. В качестве примера, он привел отрасль авиастроения.

Анатолий Гайданский этот тезис поддержал. Он подтвердил, что объемы использования композитов в гражданском авиастроении в ближайшие годы будут расти. Композиты впервые в истории российского авиастроения широко применяются в конструкции нового гражданского узкофюзеляжного авиалайнера МС-21–300. Их доля составляет ориентировочно 30%. Новое воздушное судно имеет композитное крыло большого удлинения, образованное суперкритическими профилями нового поколения. Помимо этого, композиты используются в хвостовом оперении и элементах центроплана воздушного судна. Силовые композитные элементы консолей крыла самолета МС-21 изготавливаются методом вакуумной инфузии. Передовая технология дает возможность построения интегральных конструкций большого удлинения с уменьшенным весом. По словам Анатолия Гайданского, инновационное крыло позволяет повысить аэродинамическое качество в крейсерском полете, обеспечивая экономию потребления топлива авиалайнера на 5–6%. Компания «АэроКомпозит», отметил спикер, в рамках программы импортозамещения тестирует отечественные композиционные материалы с перспективой их использования в создании элементов механизации крыла.

Мероприятие проводилось в рамках реализации основного мероприятия «Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В работе конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации, представители российских и зарубежных компаний отрасли производства композитов и изделий из них, представители компаний (частных и государственных) — потенциальных потребителей изделий из полимерных композитных материалов в приоритетных секторах экономики.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

RNN