Первый в мире молекулярный робот создает другие молекулы

Фото: Stuart Jantzen / BIOCINEMATICS

Ученые Университета Манчестера разработали первого в мире молекулярного робота, способного выполнять базовые программы. Устройство размером в одну миллионную миллиметра оснащено крошечным манипулятором, с помощью которого оно может создавать другие молекулы.

Каждый такой робот состоит из 150 атомов углерода, водорода, кислорода и азота и способен управлять отдельной молекулой. В действие его приводят химические реакции в особых растворах, посредством которых ученые могут задавать базовые программы, управляющие действием робота, сообщает EurekAlert!.

Хотя создание и управление таким роботом — крайне сложная задача, технология, которую применяет команда ученых, основана на простых химических реакциях, лежащих в основе соединения атомов и молекул. Тот же процесс используется для производства лекарств или пластика из базовых стройматериалов. Профессор Дэвид Ли, руководитель исследования, сравнивает свое изобретение с роботом из кирпичиков «Лего», который способен реагировать на химические команды.

В будущем такие аппараты пригодятся для выполнения медицинских и производственных задач, для постройки молекулярных фабрик и сборочных линий. Преимущества таких маленьких механизмов в том, что они существенно сокращают затраты материалов, могут ускорить и улучшить разработку новых видов лекарств, значительно снизить расход энергии и повысить миниатюризацию продукции. Поэтому сфера применения изобретения максимально широкая.

«Молекулярная робототехника представляет собой максимальную степень миниатюризации машин. Наша цель — сконструировать и собрать самые маленькие аппараты из возможных. Это только начало, но мы предполагаем, что через 10 — 20 лет молекулярные роботы станут использоваться для создания молекул и материалов на конвейерах молекулярных фабрик», — говорит профессор Ли.

В лаборатории Дартмутского колледжа (США) были созданы нанороботы, способные поднять вес, в 15 раз превышающий их собственный. Это стало возможно благодаря открытию химиков, обнаруживших способ управления молекулами ротаксана.

hightech.fm