Немецкий ученый предлагает засеять экзопланеты «семенами жизни»

Фото: Richard Bizley / Science Photo Library

В нашей Галактике могут быть миллиарды пригодных для обитания миров, лишенных какой бы то ни было жизни. Клаудиус Грос из Франкфуртского университета им. Гете считает, что это нужно исправить, применив метод панспермии — посеяв «семена жизни» на других планетах. Для этого он предлагает использовать космические аппараты с лазерным реактивным двигателем.

Технически такой вид двигателя осуществим — именно его собираются использовать в проекте Breakthrough Starshot при отправке мини-кораблей на Альфу Центавра: сверхлегкие корабли с солнечными парусами будут приведены в движение огромными земными лазерными установками и отправятся в 20-летнее путешествие, чтобы сделать фотоснимки соседней звезды, а затем полететь дальше.

Однако, по мнению Гроса, эти корабли можно сделать тяжелее (и медленнее), добавив полезный груз и систему торможения на орбите. Его интерес заключается не в исследовании других планет, а в распространении жизни. «Такого рода проекты бесполезны для человечества, но жизнь сама по себе имеет ценность и должна получить возможность развиваться на других планетах.

Грос видит подтверждение своих идей в современных теориях экзопланет, которые вращаются вокруг наиболее распространенных типов звезд в Галактике — красных карликов вроде звезды Trappist-1. На этих планетах может быть богатая кислородом атмосфера, пригодная для жизни сейчас, но какие-нибудь события в прошлом не позволили развиться на них никаким формам жизни. «В нашей Галактике могут быть миллиарды стерильных, но пригодных для обитания миров», — утверждает он.

Проект, названный им Genesis, предполагает запуск автономного оборудования для зарождения жизни: миниатюрной версии генетической лаборатории, в которой из химических веществ будут выращены гены и клетки и которые нужно будет посеять на пригодных для обитания планетах.

Для торможения Грос предлагает тоже использовать паруса, но на этот раз — магнитные, которые будут испускать на расстояние многих километров магнитные поля и использовать для снижения скорости космическую пыль. Недавние открытия высокотемпературных сверхпроводящих проводов, способных превращать энергию почти без потери тепла выше абсолютного нуля, могут помочь в создании магнитных парусов, способных затормозить аппараты с грузом на борту.

По оценкам ученого, 1,5-тонный корабль, несущий на борту все необходимое и оборудованный парусом шириной 50 км, сможет добраться до звезды Trappist-1 через 12 тысяч лет, пишет New Scientist.

Всего за 50 лет сможет долететь флот миниатюрных космических парусников до ближайшей к Земле звезды — Проксимы Центавра, которая расположена в четырех световых годах от нас. Британские ученые рассчитали схему крошечного космического корабля, способного совершить такое путешествие и оборудованного инструментами для наблюдений за звездной системой.

hightech.fm