Некоторые ученые категорически против воскрешения вымерших видов животных

В прошлом месяце все научное сообщество потрясла новость о желании гарвардских ученых воскресить вымершие виды животных. Джордж Черч из Гарвардского университета, изучающий вымершие виды, заявил, что в ближайшие годы собирается воскресить мамонта. Здесь сразу же на ум приходят слова, сказанные доктором Яном Малкольмом (Джефф Голдблюм) из «Парка Юрского периода»: «Ваши ученые были настолько увлечены возможностью воскресить нечто, что их не остановила даже необходимость подумать о том, а нужно ли это делать». Радует, что в нашем случае некоторые ученые все-таки остановились для того, чтобы подумать.

И некоторые из них выступают против воскрешения вымерших видов.

Международная группа исследователей из Австралии, Новой Зеландии и Канады провела оценку стоимости возвращения к жизни, пополнения популяции и дальнейшей заботы о вымерших видах. И, по их мнению, воскрешение вымерших видов потребует неизбежных жертв в других сферах, так как деньги на все это придется выделять из общего бюджета. Конечно же, есть ученые (например, тот же Черч), считающие воскрешение давно вымерших животных отличной идей, но эти ребята выступают категорически против.

«Маловероятно, что воскрешение видов может быть оправдано обычным желанием сохранения биоразнообразия», — сообщают противники проекта на страницах журнала Nature Ecology & Evolution.

Перед тем как заниматься подобными проектами, для начала необходимо разобраться в вопросе о том, зачем нам вообще пытаться воскресить вымершие виды. И в опубликованной статье этот вопрос звучит как никогда ясно и четко:

«Идет ли здесь речь о пользе в виде увеличения биоразнообразия на планете и повышения наших знаний о вымерших видах, или же речь идет о желании почувствовать себя лучше от осознания того, что таким образом мы якобы сможем помочь экосистеме, особенно после всех тех глупых разрушений мира природы, в которых мы так или иначе принимали и продолжаем принимать участие?»

В своей статье ученые предполагают, что воскрешать вымершие виды все же предлагается не по тем же причинам, по каким их воскрешали в фильме «Парк Юрского периода», так как вряд ли кто-то захочет повторить судьбу героев фильма, бегая по лесам от велоцирапторов.

В конечном итоге, какая бы причина ни лежала за этим, возвращение к жизни вымерших видов потребует куда больше усилий, чем «очередная игра с ДНК». После создания действительно жизнепригодных эмбрионов определенного вида животных с помощью таких технологий генных модификаций, как CRISPR, нам будет необходимо восстановить целую популяцию этого вида, затем выпустить их в дикую природу и продолжить наблюдать за их адаптацией и при необходимости осуществлять какую-либо другую помощь. И ведь кому-то придется за это все платить. Будет ли это правительство или какая-то неправительственная организация – неважно. Платить придется в любом случае. И платить придется много, очень много. И авторы статьи указывают, что организациям, которым, скорее всего, придется оплачивать весь этот аттракцион, уже и без этого приходится оплачивать проекты по защите вымирающих видов животных.

Такие, как Черч, скорее всего, не согласятся с подобными выводами. В 2013 году на страницах журнала Scientific American он уже высказывал свое мнение по поводу этого вопроса и, помимо прочего, затронул финансовую сторону вопроса подобных проектов:

«Разведение животных до тех пор, пока не появится необходимое число особей, позволяющее выпустить их в дикую природу, – это очень амбициозный проект. Расходы на него будут сопоставимы с обычными животноводческими проектами или проектами по защите вымирающих видов. Один из вариантов, который позволит сократить стоимость такого проекта, заключен в генетическом методе. Благодаря модификации генов тех видов, которые мы будем воскрешать, мы сможем, например, повысить эффективность их иммунной системы и плодовитость, а также наделить эти виды предрасположенностью к быстрому усвоению питательных веществ из тех пищевых культур, которые будут доступны в той или иной местности, позволяя справиться с экологическим стрессом».

В новом же исследовании ученые провели довольно скучный анализ возможных экономических затрат с учетом бюджетов, выделяемых на защиту природы в их странах, взятых в качестве примера. В качестве объектов для воскрешения были взяты по одному виду птиц и растений. Расчеты показали, что на восстановление одного из видов растений только за первый год на проект будет потрачено несколько десятков тысяч американских долларов. Что же касается птиц, где для примера был взят полинезийский белогорлый голубь, речь уже может идти о цифре до семи миллионов долларов за вид. Для сравнения: годовой бюджет, выделяемый на охрану окружающей среды в той же Новой Зеландии, составляет 30 миллионов новозеландских долларов (около 21,6 миллиона американских долларов).

Впрочем, некоторые считают, что анализ и обсуждение финансовой стороны этого вопроса не так важны, как, скажем, его этический аспект. Например, Рональд Сандлер, профессор кафедры философии Северо-Восточного университета (США), считает невозможным рассчитать конечную стоимость всего проекта, потому что здесь может скрываться слишком много аспектов, которые будет невозможно заранее спрогнозировать: те же новые технологии, которые могут потребоваться для реализации нового проекта, наши недостаточные знания о самих видах, а также другие подводные камни.

«Одного расчета затрат и пользы от этого проекта недостаточно. Немаловажным также является рассмотрение аргументов с этической точки зрения. Необходимо выслушать мнения как «за», так и «против». Нужно понять фактическую пользу от этого проекта, его культурную ценность, рассмотреть вопрос с религиозных точек зрения и уже только потом, числом коллективного большинства пытаться найти решение в ту или иную пользу», — считает Сандлер.

Должны ли мы возвращать к жизни вымершие виды, если это будет представлять пользу с точки зрения сохранения биоразнообразия? Пожалуй, в качестве ответа на этот вопрос как нельзя лучше подходит еще одна цитата из «Парка Юрского периода»:

«Бог создал динозавров. Бог уничтожил динозавров. Бог создал человека. Человек уничтожает бога и создает динозавров. Динозавры съедают мужчин и женщины унаследуют Землю».

hi-news.ru