Мыши оказались плохими «моделями» для изучения рака

Американские ученые проанализировали более тысячи примеров, когда мышей использовали в исследованиях онкологических заболеваний, и выяснили, что эти животные плохо подходят для прогнозирования развития рака у людей. Работа ученых опубликована в журнале Nature Genetics.

Авторов статьи интересовали случаи, когда для предсказания динамики заболевания у пациента клетки его опухоли пересаживали мыши и наблюдали за развитием рака у животного. Таких мышей-«аватаров» используют, чтобы протестировать различные способы терапии и попытаться подобрать оптимальное лекарство для данного конкретного типа рака. Подобная схема применяется и в фундаментальных исследованиях.

Опубликованные авторами исследования данные показывают, что пересадка раковых клеток человека животному изменяет их «эволюцию» и их геном, и это может повлиять на то, как опухоль реагирует на химиотерапию.

В ходе исследования генетики изучали данные о том, как изменялись со временем раковые клетки пациентов и мышей-моделей. В генах клеток опухоли накапливаются изменения, однако они отличаются от тех, которые происходят в опухоли человека. Так, у людей клетки глиобластомы (один из видов опухоли мозга) часто обретают лишнюю копию седьмой хромосомы, у животных клетки со временем теряют ее.

По мнению одного из авторов исследования, генетика из Института Брода Тодда Голуба, полученные результаты не означают, что нужно прекратить использовать мышей в качестве моделей, «но они не панацея». Другое исследование, опубликованное недавно в журнале Annals of Oncology учеными из США, Великобритании и Израиля, показывает, что реакции на лекарства опухолей у пациентов и у животных совпадают на 87%. Работа Голуба и его соавторов может объяснить оставшиеся 13%, надеется один из авторов статьи, Дэвид Сидрански из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса.