Межвидовая пересадка органов помогла в лечении диабета

Фото: Nakauchi lab

Ученые вырастили клетки мышиной поджелудочной железы в теле крысы, а затем пересадили их мыши, больной диабетом. Пересадка позволила остановить процесс развития болезни. Методика может применяться и для других межвидовых пересадок органов — например, от свиньи человеку.

Международная группа ученых успешно провела межвидовую пересадку органа между крысами и мышами. Для этого исследователи отредактировали крысиный геном, исключив из него гены для развития поджелудочной железы. Таким образом, собственный орган у крысиного эмбриона не формировался. Затем эмбрионам ввели мышиные стволовые клетки, которые способны преобразовываться в любую ткань или орган. В результате у новорожденных крыс сформировалась мышиная поджелудочная железа, сообщает The Verge со ссылкой на исследование в журнале The Nature.

Ученые извлекли орган и изолировали из него клетки, вырабатывающие инсулин. Клетки трансплантировали мышам с диабетом, после чего процесс развития болезни остановился, а уровень сахара оставался низким в течение года. Организм мыши не отторгал клетки, хотя специальные препараты против отторжения животным вводили всего пять дней после операции.

По данным Министерства здравоохранения и социального обеспечения США, в списке ожидания на пересадку органов в стране состоит 120 000 человек. Из-за нехватки донорских органов ежедневно в Штатах умирает более 20 человек.

Некоторые из пациентов страдают диабетом первого типа, при котором поджелудочная железа не вырабатывает инсулин или производит его в недостаточном количестве. Инсулин контролирует уровень сахара в крови. Помочь пациентам может пересадка инсулинопроизводящих клеток, но из-за нехватки доноров такие операции проводятся редко. Исследователи пытались вводить пациентам свиные клетки, но зачастую человеческий организм их отторгал.

Исследование открывает новые перспективы в трансплантологии, но ожидать, что органы будут специально выращивать, например, у обезьян и пересаживать человеку, пока рано. Ученые обнаружили, что в некоторых случаях крысиный организм отторгал мышиные клетки, хотя организмы мышей и крыс имеют очень много общего. У человека намного больше различий со свиньями, овцами и даже обезьянами, поэтому предсказать отклик иммунной системы невозможно без серии клинических испытаний.

Остаются также вопросы этики. Многие эксперты отмечают, что создание химер несет риски, которые пока сложно даже представить. Например, неизвестно, каким будет потомство человека, чья печень была выращена в организме животного. Также неясно, как трансплантация человеческих клеток повлияет на мозг животного.

Постепенно этический и законодательный вакуум заменяют новыми нормами и правилами регулирования. В начале года Австрийская академия наук совместно с международными экспертами разработала этические правила выращивания человеческих органов в пробирке. Если выращивание органов в пробирках получит широкое распространение, то экспериментов над животными удастся избежать, а ученым не придется создавать химер.

hightech.fm