Марихуана омолодила мозг старых мышей

Немецкие и израильские ученые обнаружили, что курсовое введение основного действующего вещества марихуаны способно восстановить когнитивные функции (в частности, обучение и память) пожилых мышей до уровня молодых животных. При этом у младших мышей эффект оказался во многом противоположным. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Medicine.

Процесс старения организма обусловлен противодействием накапливающихся негативных изменений в клетках, тканях и органах и гомеостатических механизмов, препятствующих этому процессу. К настоящему времени накоплено достаточное количество данных, свидетельствующих о том, что эндоканнабиноидная система (ЭКС) принимает участие в регуляции ряда таких механизмов. С возрастом ее активность, количество каннабиноидных СВ1-рецепторов и уровень одного из основных эндоканнабиноидов 2-арахидоноилглицерина снижается, однако непосредственная роль этих процессов в механизмах старения выяснена не была.

Чтобы разобраться в этом вопросе, сотрудники Университета Бонна и Еврейского университета в Иерусалиме назначили молодым, зрелым и пожилым мышам (соответственно, в возрасте 2, 12 и 18 месяцев) небольшую дозу основного психоактивного ингредиента марихуаны дельта-9-тетрагидроканнабинола (ТГК), который служит мощным агонистом СВ1-рецепторов. Препарат в дозе три миллиграмма на килограмм массы тела в сутки (подобное количество не производит выраженного психоактивного эффекта) или плацебо того же объема вводили непрерывно с помощью осмотических микронасосов в течение 28 дней.

Спустя пять дней после окончания экспериментальной терапии мышей подвергли трем тестам на когнитивные способности: водному лабиринту Морриса (для оценки пространственной памяти и обучения), задаче по поиску и распознаванию нового предмета (для анализа способности к усвоению новой информации) и тесту на узнавание партнера (для оценки запоминания незнакомых представителей своего вида).

Как ожидалось, при введении плацебо зрелые и пожилые мыши справлялись со всеми заданиями хуже молодых. Назначение ТГК значительно улучшало показатели старших животных (их результаты оказались почти такими же, как у младших без ТГК), однако ухудшало их у молодых мышей.

Иммунохимический анализ показал, что введение ТГК восстанавливает пониженную с возрастом продукцию синапсина I и синаптофизина — маркеров синаптической плотности — в нейронах гиппокампа (структуры мозга, отвечающей за консолидацию памяти) пожилых животных, но не влияет на нее у молодых. Анализ экспрессии генов во всем гиппокампе на 50-й день после начала терапии показал, ее профиль у пожилых мышей после назначения ТГК схож с таковым у молодых животных из контрольной группы, и наоборот, ТГК у молодых мышей вызывал изменения, схожие с профилем экспрессии пожилых животных, получавших плацебо.

Профили экспрессии генов в гиппокампе пожилых мышей после ТКГ (желтый цвет), молодых после после плацебо (оранжевый цвет), пожилых после после плацебо (оранжевый цвет) и молодых после ТГК (фиолетовый цвет), а также сетевая диаграмма основных генов, экспрессию которых затрагивает ТГК. Andras Bilkei-Gorzo et al. / Nature Medicine, 2017

В наибольшей степени препарат влиял на экспрессию генов, связанных с морфогенезом, гомеостазом, регуляцией транскрипции, фосфорилированием и проведением нервных импульсов. Таким образом, ТГК модулирует молекулярные процессы, лежащие в основе клеточной пластичности и нейронной импульсации у старших животных, пишут авторы работы.

По их словам, восстановление сигнальной активности СВ1-рецепторов у пожилых индивидуумов может стать эффективной стратегией лечения возрастных когнитивных нарушений. Поскольку в эксперименте использовалась низкая доза ТГК, а препараты медицинской марихуаны разрешены к применению во многих странах мира, исследователи планируют в скором будущем перейти к клиническим испытаниям подобной терапии.

Ранее международный научный коллектив показал, что нарушения памяти при приеме марихуаны обусловлены действием каннабиноидов на рецепторы митохондрий в нейронах мозга. Также ученые выяснили, что ТГК способствует возникновению так называемого мозгового шума — случайной электрической активности в центральной нервной системе.

Авторы недавнего доклада Национальных академий науки, техники и медицины США признали, что качественных доказательных научных данных о препаратах конопли в настоящее время недостаточно. Тем не менее, статистика свидетельствует, что после легализации медицинской марихуаны в ряде штатов страны использование других рецептурных лекарств и страховые расходы на них значительно снизились.