Магнитную турбулентность космической плазмы смоделировали в лаборатории

Физикам из Института фундаментальных исследований Тата и Института исследований плазмы в Гандинагаре (Индия) и университета Лиссабона (Португалия) удалось смоделировать в лабораторных условиях магнитную турбулентность космической плазмы, которая влияет на эволюцию звезд. Статью об этом, опубликованную сегодня в журнале Nature Communications, пересказывает пресс-релиз Института фундаментальных исследований Тата.

Ученые использовали ультракороткий импульс высокоинтенсивного лазера, чтобы возбудить горячую, плотную плазму на твердой поверхности (можно сказать, практически на рабочем столе). Динамика плазмы создала гигантское магнитное поле, которое эволюционировало чрезвычайно быстро.

Оказалось, что сначала, в течение триллионной доли секунды, ее направляют электроны, но затем «эстафету» перехватывают ионы и действуют гораздо дольше.

Анализируя это поле, индийско-португальская команда физиков выяснила, что сначала, в течение триллионной доли секунды, ее направляют электроны, но затем «эстафету» перехватывают ионы и действуют гораздо дольше. Такая схема полностью согласуется с полученными со спутников данными спектрального анализа магнитных полей турбулентной астрофизической плазмы в солнечном ветре, фотосфере Солнца и магнитосфере земли.

Это чрезвычайно интересные результаты, которые позволяют лучше понять некоторые важнейшие астрофизические процессы. Ценность данного исследования состоит еще и в том, что турбулентные процессы — не только в космической плазме, но и в других жидких и ведущих себя как жидкости средах — до сих пор изучены еще слабо.