Лягушачья слизь оказалась убийственной для гриппа

Sanil George & Jessica Shartouny

Исследовав антимикробные пептиды слизи индийской лягушки, иммунологинашли пептид, который разрушает устойчивые к лекарствам штаммы вируса гриппа. Этотпептид, названный урумином в честь традиционного индийского оружия, в будущемможет стать основой эффективного противовирусного препарата. Статья обисследовании опубликована в журнале Immunity.

Антимикробные или защитные пептиды — это короткиеаминокислотные цепочки с антимикробной активностью. Их находят в гемолимфе насекомых,нейтрофильных лейкоцитах человека, а также у гидр, бактерий, грибов и растений.Антимикробные пептиды разрушают клеточную оболочку бактерий и усиливают иммунныйответ, привлекая антигенпрезентирующие клетки. Уже сейчас человек используетнекоторые из них. Например, пептид низин, который вырабатывают молочнокислыебактерии, служит консервантом пищевых продуктов. А благодаря высокойизбирательности действия и способности бороться даже с устойчивыми кантибиотикам штаммами бактерий антимикробные пептиды, возможно, станутследующей линией обороны в борьбе с бактериальными инфекциями. Поэтому сейчасученые активно выделяют и исследуют защитные пептиды, проверяя их токсичностьдля млекопитающих и антибактериальные свойства.

Авторы нового исследования предположили, что некоторыезащитные пептиды могут бороться не только с бактериями, но и с вирусами. Чтобыпроверить свою гипотезу, они испытали действие пептидов, выделенных из слизилягушки *Hydrophylax bahuvistara *навирус гриппа. Один из тридцати двух протестированных пептидов проявилпротивовирусную активность и при этом оказался нетоксичен для человека.

Этот пептид, который ученые назвали урумин, присоединяется кгемагглютинину вируса гриппа — белку, который позволяет вирусу проникать вклетку хозяина. Связываясь с гемагглютинином, урумин дестабилизирует белковую оболочку вируса и вызывает его гибель. Пептид оказался активен только вотношении одного подтипа гемагглютинина, H1, который обнаружен в составе штаммов испанки и свиного гриппа.

Противовирусные свойства урумина испытали *in **vitro *на нескольких десятках штаммов, содержащих H1, и во всех случаях онуничтожил вирус. Пептид также защитил от смертельной инфекции подопытных мышей.

Таким образом, ученые нашли первый защитный пептид, которыйборется с вирусом гриппа. Потенциально урумин может быть использован для создания новогопоколения противовирусных препаратов, но это произойдет еще нескоро.

С вирусом гриппа очень сложно бороться, существует множество его подтипов и штаммов, а врачи каждый год пытаются спрогнозировать мутации вируса, чтобы успеть разработать эффективную вакцину к новой разновидности. Обо всем, что известно про грипп, можно прочитать в нашем