Космические технологии превратят человека в источник энергии для портативных устройств

Внешний вид универсального гибкого «черного тела». ФИЦ КНЦ СО РАН

В рамках федерального проекта «Спектр-М» (космическая обсерватория «Миллиметрон») красноярские ученые создали гибкое черное тело с колоссальной способностью поглощать тепло. Уникальный эластичный поглотитель тепла можно объединить с термоэлектрическими элементами и разместить на коже, что позволит использовать человека в качестве источника энергии для портативных устройств. Статья с результатами опубликована в журнале Optical Materials.

Ученые Института физики имени Л.В. Киренского ФИЦ КНЦ СО РАН исследовали поглощающие свойства металлизированных полимерных пленок, которые предназначены для защиты космических аппаратов от солнечного излучения. Экран из подобного материала нужен космическим телескопам для того, чтобы поддерживать низкую температуру детекторов, что обеспечивает более высокую чувствительность. Оказалось, что эти материалы можно использовать и на Земле.

Чтобы создать поглотитель, ученые используют алмазно-графитовую смесь и полиэтиленовые гранулы. Материал формируют путем нагрева исходных компонентов под высоким давлением. Алмазо-графитовая смесь, которая обеспечивает поглощение тепла, входит в матрицу полиэтилена и получается гибкая конструкция. Разработанный в Красноярске поглотитель отличается от близких по свойствам материалов минимальной толщиной, способностью захватывать широкий спектр длин волн и максимально поглощать тепло без отражения. Пленку из поглотителя можно интегрировать в электронику и поместить на кожу человека. Используя человеческое тепло в качестве источника энергии, материал будет передавать тепло на термоэлектрические элементы для преобразования его в напряжение, необходимое для работы портативного устройства.

«Поглотитель был разработан и создан для применения в проекте «Миллиметрон». Устройство в настоящее время используется в аппаратно-программном комплексе для измерения излучательной и поглощательной способностей покрытий в широком диапазоне температур. В перспективе его можно использовать в фототермоэлектрических преобразователях, то есть везде, где есть источники тепла, а это машины, ТЭЦ, мы можем поставить поглотители и собрать дополнительную энергию при помощи термоэлектрических материалов, с этой точки зрения его можно отнести к энергоэффективным технологиям», — поделился планами Игорь Тамбасов, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории молекулярной спектроскопии Института физики имени Л.В. Киренского СО РАН. По его словам, сейчас исследователи работают над созданием готового прототипа устройства с использованием поглотителя в качестве «элемента питания».