Израиль вышел на первое место по относительной наукоемкости экономики

Изображение с сайта scientificrussia.ru

Последние данные ОЭСР показывают, что очевидное лидерство Южной Кореи сменилось небольшим преимуществом Израиля — а следом идет Япония, где доля ВВП, вкладываемая в науку, снизилась до 3,5%.

7 февраля Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала очередные данные о роли науки в экономике разных стран. Теперь, если смотреть на долю ВВП, которую страна инвестирует в науку и исследования, первое место занял Израиль, с его 4,25%, лишь чуть-чуть опередив Южную Корею (4,23%). Об этом

В прошлом году картина выглядела иначе — у Южной Кореи было очевидное преимущество с 4,29% (Израиль-2016 — 4,11%). Впрочем, нельзя забывать, глядя на эти показатели, что речь идет о долях, иными словами, маленькая доля большого пирога бывает куда увесистее большой доли пирога маленького. Далее, в Японии этот показатель немного снизился, до 3,5% ВВП, в США, напротив, вырос до 2,79, а в еврозоне этот показатель застыл на уровне 1,95% ВВП. Тем временем, кстати, Китай все большую часть своего экономического роста направляет в науку — в 2015 году страна инвестировала 2,07% ВВП, и планирует в 2020 году дойти до 2,5%. Что, учитывая размер китайской экономики — немного меньше 1/6 доли мировой экономики — совсем немало.

Интересно, что Израиль все больше специализируется на прикладной науке — по показателю ОЭАР, условно именуемому «базовые исследования», Южная Корея  по-прежнему впереди с 0,73% экономики, «вложенной» в научную работу, имеющую целью получение знаний как таковых, без очевидных практических целей.

Для сравнения — в России в 2015 году этот показатель составлял 1,13%. И еще — Россия безусловно и очевидно опережает все страны, рассмотренные в исследовании, по объему прямого государственного финансирования R&D.

Еще одно интересное наблюдение, описанное в очередном докладе ОЭСР — постепенно меняется соотношение между источниками финансирования исследований и разработок. После 2010 года государственное финансирование все уменьшалось, а частное, напротив, увеличивалось — после провала, вызванного мировым финансовым кризисом 2008 и далее годов, доля частного капитала в науке вернулась к привычным 61%. Впрочем, есть в этом и заслуга государств, предлагавшим налоговые послабления бизнесам, инвестирующим в R&D.

И последнее из доклада, не связанное напрямую с вышесказанным, но что может оказаться важной тенденцией — стабильно растет трансграничное финансирование науки, которое, кстати, не учитывается в статистике государственного и промышленного финансирования.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

scientificrussia.ru