Инфекция помогла изучить «общение» лимфоузлов

Паразитические черви Heligmosomoides polygyrus. Lalit Kumar Dubey/EPFL

Швейцарские ученые смогли с помощью инфекции, вызываемой паразитическими червями, исследовать образование новых лимфатических сосудов. Работа была опубликована в журнале Nature Communications.

Лимфатические сосуды образуются в ходе развития эмбриона, а во взрослом организме — после травм и во время борьбы с раком и воспалением. По ним болезнетворные организмы попадают в лимфатические узлы, где запускается иммунный ответ, а лимфоциты и дендритные клетки двигаются как внутрь лимфоузлов, так и из них. Недавние исследования показали, что формирование новых лимфатических сосудов тоже может регулировать воспалительный процесс.

Авторы исследования изучали брыжеечные лимфоузлы мышей, располагающиеся в пищеварительном тракте. С помощью иммунофлуоресцентного анализа они наблюдали, как взаимодействуют между собой клетки тканей, когда лимфоузлы заражены червем Heligmosomoides polygyrus bakeri.

Эксперименты показали, что из-за заражения внутри лимфоузлов начинают активно появляться новые лимфатические сосуды, туда устремляются дендритные клетки, что было признаком начала иммунного ответа.

Ученым также удалось обнаружить конкретные молекулы, участвующие в этом процессе. Среди них — клеточные и секретируемые белки, с помощью которых различные клетки поддерживают связь между собой.

Авторы исследования рассчитывают на то, что результаты их работы смогут помочь в поиске новых способов лечения заболеваний иммунной системы и даже некоторых видов рака.