Генная терапия гемофилии B успешно вылечила уже десять пациентов

Структура фактора IX. European Bioinformatics Institute

Клинические испытания нового метода генной терапии гемофилии B, обусловленной недостаточностью фактора свертывания крови IX, привели к первым успехам: лечение помогло предотвратить внезапные кровотечения у 10 пациентов и избавила их от необходимости регулярно вводить фактор свертывания внутривенно. По сравнению с прошлыми испытаниями успех терапии определило использование мутантного фактора с единичной аминокислотной заменой, которая увеличила активность фермента в 10 раз. Результаты испытаний, которые финансировала фармацевтическая компания Pfizer, опубликованы в The New England Journal of Medicine, кратко о них сообщает Science.

Гемофилия — достаточно редкое наследственное заболевание, при котором наблюдается нарушение свертываемости крови, однако оно находится на слуху благодаря тому, что ей страдали многие царственные особы — потомки королевы Виктории. Наиболее распространена гемофилия типа А, обусловленная генетической недостаточностью фактора свертывания крови VIII. Гемофилия типа B, которая и скрывается под названием «царская болезнь», встречается в 5–10 раз реже (1 случай на 50 тысяч человек) и обусловлена полученной от родителей или появившейся de novo мутацией в гене, кодирующем фактор свертывания IX.

Не все мутации приводят к недостаточности фактора. Фактор IX — это фермент, который расщепляет другие компоненты в сложном каскаде процесса свертывания крови. Ученые обнаружили, что аминокислотная замена аргинина на лейцин в позиции 388 приводит у увеличению активности фермента в 8–12 раз (форма под названием Padua).

Ранее исследователи из компании Spark Therapeutics провели экспериментальную генную терапию с активной формой фермента для трех пациентов. Сейчас они сообщили об успехе первой фазе клинических испытаний. Десяти добровольцам вводили ген усиленного фактора IX в составе вирусного вектора (препарат под кодовым названием SPK-9001). Ген должен был встроиться в ДНК клеток печени, которые начали бы производить фермент. Исследования дополнительно профинансировал Pfizer.

До начала эксперимента пациенты страдали от внезапных кровотечений, в том числе кровоизлияния в суставы, с частотой примерно раз в месяц, а для предотвращения кровотечений им необходимо было один-три раза в неделю вводить в кровь рекомбинантный фермент. Собственный фермент продуцировался у них в количестве менее двух процентов от нормы.

После однократного введения пациентам адено-ассоциированных вирусных частиц, содержащих ген фактора IX, уровень фермента в крови всех пациентов возрос до уровня 14–81 процент от нормы (в среднем, 33 процента). Эксперты оценили состояние пациентов через год после введения гена — у девяти человек прекратились спонтанные кровоизлияния, а восьми больше не требовалась заместительная терапия. Для оставшихся двух пациентов необходимая доза фермента существенно снизилась. Никаких серьезных побочных эффектов терапии выявлено не было.

Попытки вылечить гемофилию при помощи генной терапии предпринимаются с 1990-х годов, однако это первые успешные испытания препарата подобного рода. В предыдущих исследованиях продукция фермента у пациентов оказывалась невысокой (не более шести процентов от нормы), либо быстро уменьшалась со временем. Ключевым моментом в данном исследовании стало использование сверхактивной формы фермента, которое помогло снизить требуемую дозу вирусных частиц до 10 раз. Это не только поможет избежать нежелательных иммунных реакций, но и должно удешевить себестоимость препарата.

Недавно мы рассказывали о первом пациенте, которому для восстановления синтеза фермента в печени ввели в организм генетическую конструкцию для редактирования генома.

Автор: Дарья Спасская