«Генетическое оружие – это из области ненаучной фантастики»: кому и зачем нужен биоматериал россиян

Sputnik Photo Agency/Reuters/Indicator . Ru

Кто собирает биоматериалы россиян, чем высказывания Владимира Путина опасны для генетиков и почему пользователи соцсетей зря смеются над волнением президента.

Образы, образцы, «пичалька»

30 октября состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества по правам человека, на котором президент страны Владимир Путин заявил, что кто-то собирает биологический материал россиян. Так президент отреагировал на слова председателя совета Общероссийской общественной организации «Российский общественный институт избирательного права» Игоря Борисова о том, что с помощью системы видеонаблюдения в России собирают образы российских граждан с неизвестными целями.

«По поводу того, что образы наших граждан, избирателей собираются кем-то и как-то используются… Образы-то ладно, а вы знаете, что биологический материал собирается по всей стране, причем по разным этносам и людям, проживающим в разных географических точках Российской Федерации? Вот вопрос: вот это зачем делают?», – президент обратился к членам Совета.

«Делают целенаправленно и профессионально. Мы — такой объект очень большого интереса. Поэтому и в первой части того, что я сказал, все это взаимосвязано. Нам нужно, конечно, без всяких страхов к этому относиться. Они пускай делают, что они хотят, а мы должны делать то, что мы должны, и с учетом ваших замечаний будем выстраивать эту работу», — беспокоился Путин. По словам Дмитрия Пескова, президент получает эту информацию от спецслужб.

Слова президента вызвали у пользователей социальных сетей ожидаемое возбуждение. Так, доктор биологических наук, популяризатор науки Михаил Гельфанд в уже привычной эмоциональной манере раскритиковал высказывание президента.

«Во-первых, это хрень. Во-вторых, она выскочила в ответ на что-то совсем не про то (вы про выборы — мы про генетическое оружие — т.е. оно в подкорке сидит). В-третьих, он же не сам это придумал, это какая-то сволочь напела (я думаю, что я знаю, кто эта сволочь). Как и про сочинских генетических солдат. В общем, это уже клиника совсем. Пичалька», – написал он в своем Facebook.

Генетики, однако, действительно собирают биоматериалы.

«Насколько я знаю, на территории нашей страны есть два центра, один в Москве, а другой в Петербурге, которые занимаются сбором биоматериалов самых разных народов России и отправляют их своим коллегам в США. Основная цель этих исследований, судя по тем публикациям, которые появились за последние годы, заключается в изучении генетического разнообразия разных этносов в России, в поиске различий между ними, в том числе и того, какие болезни их поражают, и в описании этих отличий», — рассказал директор компании Genotek, генетик Валерий Ильинский. Об одном из таких исследований компании Indicator.Ru уже писал в заметке «В поисках «коренных» русских: как не надо рассказывать о генетических исследованиях».

Cтарший научный сотрудник Института проблем передачи информации имени А.А. Харкевича РАН Александр Панчин вспомнил о тендере Военно-воздушных сил США на закупку 12 образцов молекул РНК и синовиальной ткани россиян (RT сообщало об этом в июле со ссылкой на портал правительственных тендеров США, — прим. Indicator . Ru). Согласно условиям тендера, доноры должны быть гражданами России, европеоидами, без травм опорно-двигательного аппарата, с отрицательными анализами на ВИЧ, гепатит В, гепатит С, сифилис. Российские СМИ тогда активно обсуждали объявленный тендер и высказывали предположения, что США разрабатывает генетическое оружие, а эксперты Russia Today даже заявили, что американцы могут готовиться к созданию боевых вирусов.

Вирусы на изготовку!

Создать генетическое оружие или «боевые вирусы» технически довольно сложно: большая часть геномов разных людей похожа, а человеческие популяции могут быть очень разнообразными и постоянно перемешиваются между собой. В результате сейчас попросту не существует понятия «чистой нации». Если против какой-то небольшой группы людей, тысячи лет жившей в генетической изоляции, и можно теоретически создать биологическое оружие, то сделать вирусы, убивающие «только русских, но не чукчей», «только американцев, но не канадцев», нельзя. Кроме того, на это придется потратить очень много времени и денег, поэтому цель явно не оправдывала бы средства.

«Во-первых, собирают маловато биоматериала, мы до сих пор толком не знаем наших популяционных частот по типу ExAC (Exome Aggregation Consortium, научный проект, который занимается сбором и объединением данных по прочитанным областям генома, на основе которых синтезируется белок, делая эти данные доступными для научного сообщества, — прим. Indicator . Ru), во-вторых, собрать биоматериал совсем несложно, ведь каждый выезжает за границу и вывозит с собой слюну и волосы, в-третьих, генетическое оружие — это из области ненаучной фантастики», — комментирует Андрей Афанасьев, основатель и генеральный директор компаний iBinom и yRisk.

«Генетическое оружие сделать невозможно, хотя после ограничения на вывоз биоматериалов в 2008 году вокруг появилось полно рассказов», — отмечает Светлана Боринская, г.н.с. лаборатории анализа генома ИОГ имени Н.И. Вавилова. По ее словам, выявить генетические различия между нациями, конечно, можно: «Вот китайцы генетически не переносят молоко, и, если китайскую армию напоить молоком, она полдня с горшка встать не сможет. Казалось бы, чем не оружие? Но использовать это невозможно. Дело в том, что у многочисленных народов нет таких генетических особенностей, которые отличали бы только одну этническую группу и отсутствовали у других. Если среди китайцев людей с непереносимостью лактозы примерно 98%, среди русских их будет 35–40%, и даже если мы сделаем оружие, которое будет убивать по этому признаку, то оно убьет не только врага, но и треть своих и часть всех окружающих». По мнению эксперта, только близкие родственники очень заметно похожи генетически, но это слишком маленькие группы людей, и делать оружие против них бессмысленно.

Светлана Боринская предположила, что президент говорил о сборах биоматериалов учеными, но здесь трудно понять, о каких именно.

«Если речь идет о генетике, то такие исследования проводятся во всех развитых странах, — прокомментировала она. — В научных группах часто работают ученые из разных стран, они объединяют свои результаты, выкладывают геномы в открытый доступ, и в этом никакой опасности нет. Возможно, речь идет о том случае с синовиальными тканями. Если говорить проще, это ткани суставов. Конечно, там не указано, зачем они понадобились, но, возможно, зарубежные ученые запросили их из России потому, что здесь можно быстрее добиться разрешения этической комиссии, ведь медицинские исследования всегда требуют такого одобрения, проверки, не наносится ли ущерб участникам проекта. О каком сборе материала идет речь, остается только гадать. Если все-таки об этом случае, удивляет степень информированности высшего руководства, что уже о таком маленьком тендере они знают».

Конспирологическое помешательство

Высказывание президента может иметь отрицательные последствия для работы генетиков в России, считает старший научный сотрудник Института языкознания РАН, доктор филологических наук Алексей Касьян. Эксперт добавил, что биоматериалы и так уже собираются по всей стране.

«Биологические образцы действительно собираются по всей стране, и это важно для науки. Собирают генетики, ездят по областям и районам, суют палочку за щеку (слюна, эпителий) или берут кровь. Есть цели практические: зная географическое распределение генофонда, можно, например, указать вероятное место происхождения мертвого террориста по его ДНК. Потенциально есть выходы на медицину (для разных популяций могут быть полезнее чуть разные лекарства). Есть сугубо научные цели: реконструкция древних миграций и доистории, но и за это налогоплательщики тоже готовы платить», — написал он.

По его мнению, слова Путина могут навредить генетикам, поскольку руководители регионов, могут отказывать в поддержке при организации исследовательских экспедиций и даже противиться приезду генетиков.

Важно отметить, что биоматериал по определению, которое содержится в официальных нормативных документах (например, в «Правилах ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за пределы территории Российской Федерации биологических материалов…»), — это «образцы биологических жидкостей, тканей, секретов и продуктов жизнедеятельности человека, физиологических и патологических выделений, мазков, соскобов, смывов, микроорганизмов, биопсийный материал». Как мы видим, в этот перечень отлично вписываются до боли знакомые всем анализы, которые мы сдаем при каждой диспансеризации в местную поликлинику.

«Делать с ними можно все что угодно, поэтому не бывает просто биоматериала, он для чего-то. Биоматериал для производства иммунобиологических препаратов, например», — уточняет Алексей Водовозов.

По поводу того, зачем президенту было говорить сакраментальную фразу, тоже есть много версий. Одни считают, что кто-то хочет привлечь больше внимания и финансирования: то ли определенные власти предержащие к ВПК, то ли определенные ученые к своим исследованиям. Другие думают, что президент просто старался избежать политического спора с Игорем Борисовым, председателем Совета Российского общественного института избирательного права.

«Если вы внимательно посмотрите полную трансляцию означенной дискуссии на Ютубе, то увидите, что история начинается с того, что некто господин Игорь Борисов многозначительно сообщил президенту, что миллион просмотров открытых камер на избирательных участках пришел с зарубежных айпишников. Из чего он (Игорь) делает вывод, что неспроста это, ох неспроста зарубежные нейронные сети изучают наши российские лица – мы-то знаем от Эдика Сноудена, неспроста это! Следующей фразой господин Борисов готовится предложить запретить камеры на избирательных участках. Президенту понадобилось этот балаган пресечь, причем резко и без ухода в фактическую дискуссию», — пишет профессор фармацевтической практики в Сколково Дмитрий Кулиш на своей страничке в Facebook.

Что бы это ни было, полезным было бы не забывать, что у власти свои пути и цели, у науки свои, и часто излишняя подозрительность просто мешает ученым работать. Так, например, случилось с лабораторией эволюционной геномики МГУ: компания Oxford Nanopore Technologies просто отказалась продавать им секвенатор (прибор для чтения ДНК), подозревая мирных специалистов по геномике в связях с военными. Компания ответила на гневные посты ученых в Facebook по этому поводу, что виной всему не их прихоть, а законодательство Великобритании. Кто знает, может, тогда и ученые занимались бы своим делом, а не хотели «начать смотреть Russia Today и собрать атомную бомбу».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.8 (10 votes)
Источник(и):

indicator.ru