Андрей Филиппенко из РАЕН изобрёл технологию дыхания в жидкости из фторуглерода

Вчера по российским телеканалам показали очередное изобретение российских учёных — технологию жидкостного дыхания, которая якобы позволяет дышать под водой. Вместо воды в данном случае используется специальная жидкость. Как сообщили телеканалы, это «секретная российская разработка».

Автор изобретения — член-корреспондент РАЕН (Российская академия естественных наук), кмн, лауреат премии общества кораблестроителей Великобритании Андрей Филиппенко. Он занимается этим проектом ещё со времён СССР, и вот наконец-то добился демонстрации на самом высоком уровне.

На специальной демонстрации эксперимент с затоплением собаки породы такса двое учёных провели для президента Сербии Александра Вучича. Это была лишь одна из инновационных российских разработок, которые показал Вучичу вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

ngujhbdjwzeh8ynxcmfejvj3gdu_0.jpeg

Во время эксперимента таксу поместили в колбу со специальной жидкостью, насыщенной кислородом. Для этого учёным пришлось немало постараться, потому что собака активно сопротивлялась.

Двое учёных пытаются запихать таксу в колбу с жидкостью из фторуглерода

Примерно через 10 секунд её попытались извлечь, что тоже оказалось непросто — в итоге таксу достали за задние лапы. В целом голова собаки провела в жидкости около 20 секунд. Достав практически неподвижную таксу, её опустили вниз головой над ванной — и слили жидкость, попавшую в лёгкие. Затем вытерли полотенцем. Когда собака полностью пришла в себя, её показали журналистам и официальным лицам как доказательство того, что она действительно «дышала» под водой. Вучич погладил собаку и отметил, что впечатлился увиденным.

В интервью каналу РенТВ Андрей Филиппенко объяснил, что жидкость «похожа на воду, она прозрачная и бесцветная, но состоит из углерода и фтора».

Первой мыслью может быть, что Андрей Филиппенко имеет в виду тетрафторметан (химическая формула CF4) — один из самых простых фторуглеродов. В частности, это вещество используется как компонент дыхательных смесей при глубоководных погружениях. При контакте тетрафторметана с пламенем в избытке кислорода получаются токсичные газы; в присутствии воды получается фтороводород (в димере H2F2) — бесцветная подвижная летучая жидкость, которая смешивается с водой в любом отношении с образованием фтороводородной (плавиковой) кислоты. Согласно энциклопедии, фотороводород образует с водой азеотропную смесь с концентрацией 35,4% HF.

Кроме тетрафторметана есть и другие фторуглероды. Их формулы аналогичны углеводородам, только все атомы водорода замещены атомами фтора, как в случае с тетрафторметаном (аналог метана CH4, только с фтором вместо водорода).

Высшие и особенно полициклические фторуглероды обладают аномально высокой способностью растворять газы, в том числе кислород. Собственно, именно это химическое свойство полициклических фторуглеродов мог попытаться использовать учёный из Российской академии естественных наук. Но если учесть, что он ведёт эксперименты со времён СССР, то есть около 30 лет, можно предположить, что эти эксперименты были в основном неудачными.

Что именно изобрёл Филиппенко — сейчас сказать трудно, потому что подробности о своём изобретении он не рассказал, а научных работ на эту тему его авторства найти не удалось.

По словам представителей проекта из Фонда перспективных исследований, применение подобной жидкости может спасти жизнь экипажам затонувших подводных лодок. С глубины выше 100 м невозможно быстро подняться на поверхность из-за кессонной болезни, но «если наполнить лёгкие человека этой жидкостью, то они не будут сжиматься, что позволит быстро подняться на поверхность».

«Технология здесь очень интересная, — сказал Андрей Филиппенко. — Действительно, она имеет очень большое значение для подводных дел. И здесь я могу сказать, что мы впереди планеты всей».

Финансирование разработок осуществляет Фонд перспективных исследований из российского бюджета. Представители Фонда говорят, что у технологии очень много других применений: это спасение недоношенных людей, помощь людям с ожогами лёгких. А если у аквалангиста будет такая жидкость в баллонах вместо кислорода, это существенно увеличит время его нахождения под водой и «позволит погрузиться на доселе невиданные глубины». Руководит проектом Фёдор Арсеньев.

Представители ФПИ также пояснили, что в жидкостном дыхании главная проблема — психологическая. Для такого «дыхания» первым делом нужно захлебнуться, то есть набрать в лёгкие жидкость.

Рогозин подчеркнул, что это лишь один из проектов ФПИ. Есть и другие:

«(Это) тот самый завтрашний день, куда мы стремимся», — отметил зампред правительства.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.6 (7 votes)
Источник(и):

geektimes.ru