Американские ученые нашли мишень для лечения рассеянного склероза

NIH Image Gallery / flickr.com

Американские ученые исследуя процессы дифференциации олигодендроцитов, обнаружили новые мишени для лечения рассеянного склероза. Статья опубликована в журнале Stem Cell Reports.

Олигодендроциты — клетки центральной нервной системы (ЦНС). Они продуцируют миелин, который облегчает проводимость в ЦНС и обеспечивает трофическую поддержку аксонам. При рассеянном склерозе происходит повреждение миелиновых оболочек нервных волокон в разных отделах ЦНС, что приводит к нарушению нервной передачи и утрате соответствующих функций (сенсорных, двигательных и других). Несмотря на большое количество исследований, до сих пор не ясно, какие сигнальные каскады активируются и как стимулируются ранние стадии дифференцировки в олигодендроцитах человека.

Исследователи из Школы Медицины и Биомедицинских наук Университета Буффало использовали анализ взвешенной сети коэкспрессии генов (weighted gene coexpression network analysis — WGCNA) для изучения транскрипционных процессов, лежащих в основе дифференциации олигодендроцитов. Для этого они сравнивали уровни экспрессии генов у разных организмов — мышей, крыс и человека.

Анализ экспрессии генов у дифференцирующихся олигодендроцитов у разных видов. S.U. Pol et.al., 2017/ Stem Cell Reports

Исследователи проанализировали данные экспрессии нескольких модулей генов и обнаружили, что экспрессия субъединицы b4 G-белка (GNB4), сильно повышается во время созревания олигодендроцитов и что сверхэкспрессия GNB4 индуцирует дифференцировку олигодендроцитов у человека. Для проверки данного факта ученые с коллегами пересадили человеческие клетки (предшественники олигодендроцитов с повышенной экспрессией GNB4) в мозг мыши и показали, что повышенная экспрессия данного белка приводит к миелинизации нейронов.

Повышенная экспрессия GNB4 увеличивает миелинизацию (зеленые линии) нейронов. S.U. Pol et.al., 2017/ Stem Cell Reports

Таким образом, экспрессия этого белка в клетках-предшественниках олигодендроцитов может в конечном итоге стать терапевтической мишенью, потенциально способствующей образованию миелина у пациентов с рассеянным склерозом. Также WGCNA выявил несколько других важных кандидатов, которые играют ключевую роль в регулировании дифференцировки олигодендроцитов человека.

Ранее мы уже писали о различных способах лечения рассеянного склероза. В 2016 году канадские исследователи сообщили об успешных клинических испытаний терапии рассеянного склероза кроветворными стволовыми клетками, а американские ученые исследовали свойства углеродных наночастиц, из которых авторы предлагали делать лечебные татуировки.

Автор: Лилия Фахранурова