Ядерный и митохондриальный геном определяют здоровую старость

Новое исследование важно при работе с методом цитоплозматической замены, когда на свет появляется ребенок от трех родителей.
Ученые из Испании и Великобритании выяснили, что сочетание и взаимодействие двух наших геномов — ядерного и митохондриального  — запускает клеточную адаптацию, которая влияет на всю нашу жизнь и то, как мы стареем. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature, передает пресс-служба Национального центра сердечно-сосудистых исследований Карлоса Третьего (CNIC).

Из более чем 20000 генов человека есть 37, которые содержатся не в ядрах клеток, а в митохондриях — маленьких органеллах, которые работают как энергетические заводики. Маленький геном митохондрий, или мДНК, наследуется ребенком от матери. Также как и ядерный геном митохондриальный геном оказался в некоторой степени изменчивым, что показано на мышах и людях.

Ученые под руководством доктора Хосе Антонио Энрикес (José Antonio Enriquez) из CNIC использовали моделирование на животных и показали, что небольшое изменение в мДНК животного запускает серию адаптивных клеточных механизмов в молодых особях, которые обеспечивают более здоровое старение. То есть непатогенные варианты мДНК имеют разное влияние на метаболизм организма и процесс старения. По словам Энрикеса, которые приводит пресс-служба, на скорость старения напрямую влияют различия в работе митохондрий и изменчивость всего в нескольких генах.

Это исследование важно и для метода цитоплозматической замены (митохондриального донорства), когда в яйцеклетку получателя внедряют митохондрию донора. Эту технологию применяют, чтобы заменить патогенную мДНК здоровой мДНК донора в случае, если женщина нефертильна из-за повреждения митохондрий. Метод цитоплозматической замены уже разрешен в Великобритании, мы еще далеко не все знаем он о физиологическом влиянии изменчивости мДНК. Работа группы Энрикеса показывает важность того, чтобы при работе с методом цитоплозматической замены донорская мДНК подходила к ядерному геному получателя.

Подробнее о митохондриальном донорстве и его принятии в Великобритании смотрите в нашей статье «В Британии может родиться законный ребенок трех родителей».