Ученые вырастили «в пробирке» 13-дневные человеческие эмбрионы

Британским и американским ученым удалось вырастить в лабораторных условиях человеческие эмбрионы до 13 дня развития. Работе посвящены две публикации в журналах Nature *и *Nature Cell Biology"":[http://www.nature.com/…fore-1.19847#b2].

Сотрудники Кембриджского и Рокфеллеровского университетов с коллегами разработали технологию с использованием мышиных эмбрионов. В качестве культуральной среды они использовали гелевые подложки с различным содержанием кислорода. Эмбрионы развились до стадии гаструляции — дифференцировки клеток с образованием трех зародышевых листков (эктодермы, мезодермы и энтодермы), которые дают начало зачаткам органов и тканей.

Разработанную технологию адаптировали для выращивания человеческих эмбрионов, предоставленных клиникой экстракорпорального оплодотворения. Их дорастили до 13 дня — срока, когда при внутриутробном развитии эмбрионы уже имплантируются в стенку матки. До этого «в пробирке»получали только девятидневные эмбрионы.

Участок выращенного эмбриона (пунктиром отмечен зачаток желточного мешка). Deglincerti, A. et al., Nature, 2016

Эмбрионы на разных стадиях развития. Shahbazi, M. N. et al., Nature Cell Biol, 2016

У выращенных эмбрионов наблюдалась дифференцировка клеток с образованием первичной полости, а также экспрессия необходимых для развития генов и эпигенетических маркеров. Это свидетельствует о том, что до указанной стадии человеческий эмбрион может развиваться автономно, без участиям атеринского организма. Кроме того, экспрессия генов значительно отличалась от мышиных эмбрионов — таким образом, животные модели имеют ограниченное значение для изучения человеческого эмбриогенеза.

«В начале XXI века досадно знать больше о рыбах, лягушках и мышах, чем осебе самих», — отметил ведущий автор одной из работ Али Бриванлу (Ali Brivanlou).

Интересной находкой стала группа клеток, которая образуется на 10 сутки развития и полностью исчезает на 12 день, составляя на пике развития от 5 до 10 процентов массы эмбриона. Ее функции пока неизвестны.

По мнению исследователей, разработанная ими методика могла бы обеспечить и непродолжительный дальнейший рост, однако эксперимент прекратили, поскольку в большинстве стран запрещено выращивать человеческие эмбрионы более чем до 14 дня развития. Тем не менее, технология открывает путь к разнообразным исследованиям, посвященным вопросам раннего невынашивания беременности, формирования дефектов развития, действия на эмбрион лекарств и токсинов, а также успешного проведения ЭКО.