Ученые продлевают жизнь лабораторным мышам

Испанские биологи поэкспериментировали с лабораторными мышами и предложили метод борьбы со старостью – не трогая геном, удлинять ответственные за старение концевые участки хромосом.

Элиза Варела (Elisa Varela), совместно со специалистами Испанского национального центра по исследованию рака (CNIO), нашла способ продлить жизнь лабораторным мышам, увеличив вдвое длину концевых участков их хромосом — теломер. Бонусом к продлению жизни стало наблюдение, что мыши с удлиненными теломерами реже становятся жертвами злокачественных опухолей. Работа опубликована в журнале Nature Communications, кратко об исследовании сообщает пресс-релиз CNIO.

Известно, что находящиеся на концах хромосом теломеры — одни из главных «виновников» старения. Они становятся короче с возрастом клетки, а их критическая длина в конечном итоге приводит к уничтожению клетки и появлению в организме старческих болезней. Ученые из CNIO провели ряд экспериментов на мышах и пришли к выводу, что увеличение длины теломер производит обратный эффект — продолжительность жизни организма возрастает, а риск возникновения связанных со старением болезней, наоборот, идет на спад.

В ходе исследования выяснилось, что искусственно созданные клетки  — с теломерами в два раза длинней обычных — прекрасно функционируют. С течением времени они тоже укорачиваются, но их внушительная длина позволяет им функционировать дольше. К достоинствам клеток с удлиненными теломерами ученые отнесли хорошую способность регенерировать, устойчивость к ошибкам ДНК и пониженный риск заболевания раком у их носителей — мышей.

Более того, оказалось, что отдельные клетки с супер-длинными концевыми участками хромосом способны формировать целые организмы с собственными теломерами такой же длины. Лабораторные мыши, помимо искусственно выращенных, имели и новообразованные клетки с длинными теломерами. Интересно, значит ли это, что человечество ждет скорая модификация клеточной терапии и создание живых существ с искусственно удлиненными теломерами.

Вопрос увеличения длины теломер был впервые освещен в 2009 году в работе специалистов CNIO, когда ученые заметили, что теломеры iPS-клеток — стволовых клеток, искусственно созданных из обычных клеток кожи — спонтанно удлинились в процессе их развития в качестве искусственной лабораторной культуры. Позже, в 2011 году, Элиза Варела опубликовала аналогичные наблюдения, в этот раз касающиеся стволовых клеток эмбрионов. Причину столь внезапного разрастания теломер приписали влиянию фермента — теломеразы.

Теперь группа доктора Варелы намерена вырастить целую колонию мышей с длинными хромосомными окончаниями, чтобы найти ответ на ряд вопросов, в первую очередь о том, будут ли мыши с теломерами удвоенной длины жить в два раза дольше и в два раза реже болеть раком.