Споры грибницы общаются между собой

Группа биологов под руководством Дженса Хеллера (Jens Heller) из Калифорнийского университета установила, что даже бесполые грибковые клетки могут проявлять черты социального поведения. Ученые установили, что по мере роста и слияния друг с другом с образованием колоний, они тянутся к некоторым своим «соседям», в то время как другие оказываются отвергнутыми. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS Biology, а их популярное изложение представляет Science.

В настоящее время исследователи работают с микроскопическим грибом с оранжевым мицелием, известным как красная хлебная плесень. Они обнаружили генетическую «подоплеку» в том, как споры гриба общаются, являясь бесполыми репродуктивными единицами.

Процесс «общения» начинается, когда формируются и взаимодействуют белки по краям двух спор одновременно друг с другом через зазор шириной в 15 микрон (этот процесс можно увидеть на видео, представленном ниже).

Ученые наблюдали в микроскоп за взаимодействием между парами этих спор из 110 генетически различных диких штаммов гриба. Вопрос, который она задавали эксперименту — станут ли несвязанные между собой споры все же соединяться? Они разделили споры на три группы, согласно тому, какие споры взаимодействовали и росли вместе, в то же время игнорируя другие. Затем исследователи анализировали их гены и делили группы далее, пока они не получили в общей сложности пять, каждая из которых дифференцирована с помощью набора из трех генов.

Ученые установили, что микроскопические грибы скрещиваются друг с другом, следуя генетической программе.

Чтобы увидеть, какую роль играют гены в отношениях спор, исследователи заменили гены одного штамма генетическим материалом из другой группы. Затем они проанализировали поведение мутантного гриба. Они заметили, что измененный штамм действует как член новой группы. Таким образом было установлено, что гены непосредственно определяют принадлежность к той или иной группе.

Следует отметить, что это один из первых случаев, когда ученые обнаружили простые, генетически подобные организмы, которые могут обмениваться информацией на больших расстояниях — дрожжи и плесень слизи, в отличие от этого, требуют непосредственного контакта.

Следующим шагом исследования, как говорят исследователи, станет описание молекулярного «языка», который используют споры для общения друг с другом.

Ранее портал Научная Россия писал о микроскопических грибах, которые с помощью кислоты и клеточных ножей буквально грызут камни.

Название видео