Робопаук научил физиков ориентироваться на паутине

Физики из Университета Орегона выяснили, как пауки определяют, куда на паутине попала добыча. Для этого исследователи использовали масштабную модель паутины и набор сенсоров, исполнявших роль робопаука. Оказалось, что плохое зрение членистоногие могут компенсировать способностью различать различные по частотам вибрации. О своей работе физики рассказали на ежегодной встрече Американского Физического Общества в Балтиморе, кратко о докладе сообщает Physics, видео испытаний опубликовано на сайте BBC.

Исследователи создали двухметровую модель паутины, состоявшую из восьми радиальных линий и спиральной нити, соединявшей их между собой. В центре паутины физики поместили «робопаука», анализировавшего частоты и амплитуды колебаний радиальных линий. Затем колебания одной из нитей провоцировали с помощью акустических волн сабвуфера, используя разные частоты. Ученые ожидали, что выбранная нить будет колебаться сильнее остальных, что и будет основным указанием для паука.

Робопаук. Andrew Otto/Oregon State University

На практике зависимость оказалась сложнее. При частотах колебаний ниже резонансной частоты колебаний сети данные, получаемые пауком совпадали с гипотезой. Однако при дальнейшем повышении частоты физики увидели, что для каждой из радиальных линий существовала частота, при которой ее вибрации практически останавливались. По словам исследователей, пауки могут пользоваться этими эффектами для локализации добычи, и, возможно, для определения типа попавшегося насекомого.

Несколько конструкций «робопаука», использованных в исследовании. Andrew Otto/Oregon State University

Ранее физики применяли в научных и инженерных целях других роботов, имитирующих животных. К примеру, робозмею научили с помощью лазера сваривать трубы, а роборыбы оказались весьма пугающими для своих живых прообразов. Создать робочервяка удалось даже в наномасштабе, а орнитоптер — робот-летучая мышь — совсем недавно был напечатан на 3D-принтере.