Наркотические обезболивающие усиливают боль, заявляют ученые

-->

Опиоидные обезболивающие усиливают и продлевают хронические боли у животных, «включая» особую популяцию болевых клеток в нервной системе, что говорит об их бесполезности для борьбы с нейропатическими болевыми ощущениями, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

«Нам впервые удалось показать, что даже кратковременное употребление опиоидов приводит к долгосрочным и крайне негативным эффектам на восприятие боли. Мы выяснили, что сама терапия является одной из причин появления эпидемии хронической боли в США сегодня», — заявил Питер Грейс (Peter Grace) из университета Колорадо в Боулдере (США).

В последние годы среди жителей США, особенно европейского происхождения, лавинообразным образом растет эпидемия хронических болей – сегодня, по оценкам Норы Волков (Nora Volkow), директора Национального института по наркотической зависимости США, примерно 30% жителей страны страдает от нейропатических болевых ощущений.

Благодаря нечистоплотности фармацевтических компаний и попустительству регулирующих органов, сегодня в США основным средством для борьбы с такими болями являются наркотические препараты — оксиконтин, викодин и прочие полусинтетические аналоги морфина. Благодаря им число смертей от передозировки обезболивающими утроилось за последние 10 лет, а число людей с хроническими болями продолжает расти.

Грейс и его коллеги раскрыли возможный секрет того, почему это происходит, и почему люди десятилетиями не могут отказаться от приема нарко-обезболивающих, наблюдая за теми изменениями, которые происходили в организме крыс при появлении очагов хронической боли.

Им удалось обнаружить любопытный эффект, который вызывали опиоидные обезболивающие – как оказалось, при многократном применении они крайне необычно влияли на поведение так называемых глиальных клеток, окружающих нервы в спинном и головном мозге. В нормальной ситуации эти клетки, как объясняют ученые, защищают нервную систему от повреждений и «непрошенных гостей», однако с развитием хронической боли их роль меняется.

Как оказалось, уже второй прием обезболивающего включает необычную программу поведения в глиальных клетках, которые вызывающий воспаление в той точке, где был поврежден нерв. В результате этого боль, если ее не блокировать опиоидами, не только не притупляется, но и усиливается и становится действительно хронической на 5–6 день приема нарко-обезболивающих.

Дальнейшие эксперименты показали, что этот необычный побочный эффект можно подавить, заблокировав работу двух генов — TLR4 и P2X7R – в глиальных клетках спинного мозга. Как надеются ученые, дальнейшее изучение того, как данные участки ДНК вызывают воспаление при приеме опиоидов, поможет нам понять, как сделать обезболивающие более безопасными для здоровья людей.

«Последствия этого открытия крайне велики для всех людей, принимающих такие препараты, как морфин, оксикодон или метадон, так как мы теперь знаем, что даже кратковременный их прием усиливает боль и делает ее более длительной. Эта неприглядная сторона обезболивающих еще нам не являлась», — заключает Линда Уоткинс (Linda Watkins), коллега Грейса и один из авторов статьи.

ria.ru