Дорогие читатели, Нашему шестнадцатилетнему, волонтёрскому и некоммерческому проекту для создания новой, современной версии N-N-N.ru, очень нужно посоветоваться касательно платформы нашего сайта – SYMFONY & DRUPAL 8. Платформа не простая, но обещаем – мы не займём много времени, просто нужна консультационная поддержка квалифицированного разраба. Если вы можете помочь, то связаться с нами можно на страницах Facebook.com здесь и здесь.

Найдено потенциальное средство профилактики микроцефалии при лихорадке Зика

Вирусы Зика. Wellcome Images

Международная группа ученых обнаружила молекулярную мишень для вируса Зика в развивающемся мозге и нашла потенциальное средство профилактики микроцефалии у детей женщин, перенесших инфекцию во время беременности. Отчет о работе опубликован в журнале Cell Reports.

Текущая эпидемия лихорадки Зика началась весной 2015 года в Бразилии и к настоящему времени поразила десятки стран, преимущественно в Америке и Океании. Отдельные случаи заболевания регистрируются на всех населенных континентах. Сама по себе лихорадка чаще всего протекает легко и проходит сама за несколько дней. Однако она может вызвать микроцефалию и другие нарушения развития мозга, если мать ребенка заразилась во время беременности. К настоящему времени ученые установили, что вирус поражает клетки — предшественницы нейронов,и обнаружили рецепторы, с помощью которых он проникает в эти клетки. Однако как именно он ведет себя внутри клеток, до сих пор известно не было.

Сотрудники Йельского университета с коллегами из других научных центров США, Великобритании, Словении и Франции проводили экспериментальное заражение вирусом Зика клеток — предшественниц нервной ткани (нейроэпителиальных клеток и радиальной глии), а также исследовали образцы ткани мозга умершего младенца с микроцефалией, вызванной вирусом.

Наблюдение подтвердило, что вирус Зика проникает в клетки развивающейся нервной ткани преимущественно за счет связывания с рецепторами AXL и TYRO3. Ученые выяснили, что внутри клетки вирус действует на фосфорилированную киназу pTBK1,играющую ключевую роль в делении клетки и активации врожденной иммунной защиты. В норме этот фермент во время митоза скапливается на центросомах — структурах,обеспечивающих расхождение хромосом в процессе митотического деления клетки. При наличии вируса наблюдалась кластеризация pTBK1 на митохондриях при практическом отсутствии его на центросомах. Это приводило к увеличению числа центросом, прекращению деления клетки, ее глубоким структурным изменениям и, в итоге, самоперевариванию и гибели.

Митоз в здоровой клетке (слева) и его отсутствие в пораженной вирусом Зика. Marco Onorati et al., Cell Reports, 2016

Эксперименты с различными имеющимися противовирусными лекарствами показали, что аналог нуклеозидов софосбувир, который применяется для лечения вирусного гепатита С, эффективно подавляет перемещение pTBK1 к митохондриям и предотвращает вызванную вирусом Зика гибель клеток. Можно ли его использовать для профилактики микроцефалии, покажут последующие лабораторные, доклинические и клинические исследования.

В настоящее время эффективного лекарства от лихорадки Зика не существует, хотя несколько лабораторий занимаются разработкой профилактической вакцины против этой инфекции. Основным методом противодействия инфекции и предотвращения микроцефалии у детей служит избегание контакта с вирусом. В силу этого Всемирная организация здравоохранения рекомендует женщинам детородного возраста и, тем более, беременным не ездить в страны,пораженные эпидемией, а поскольку вирус может выделяться со спермой в течение полугода, мужчины после таких поездок должны воздерживаться от половых контактов или использовать презервативы. Во время самой поездки рекомендуется пользоваться репеллентами и накомарниками, чтобы избежать укусов комаров,переносящих лихорадку Зика.