Найден ген, который помогает вызывающим гастрит и язву бактериям выживать в желудке

Institut Pasteur

Французские ученые выяснили, как бактерия Helicobacter pylori, вызывающая инфекции желудночно-кишечного тракта, приспособилась к жизни в организме человека. Исследование опубликовано в журнале PLOS Pathogens.

Хеликобактер называют «семейной» инфекцией, так как эти бактерии передаются в основном контактно-бытовым способом, а также орально-оральным – через поцелуи. Попадая в желудок к человеку, бактерии Helicobacter pylori при помощи жгутиков закрепляются на поверхности слизистой, а чтобы не быть уничтоженными желудочным соком, они выделяет фермент уреазу.

Уреаза катализирует расщепление своего субстрата – мочевины, происходящее с выделением аммиака, который, в свою очередь, нейтрализует соляную кислоту в желудке. Кофактором (молекулой небелковой природы, помогающей ферменту распознавать соответствующий субстрат) уреазы является никель. Поэтому, чтобы существовать в желудке у человека, хеликобактер нуждается в эффективной транспортной системе никеля.

Исследователи из Института Пастера, изучив геном Helicobacter pylori, обнаружили никелевый переносчик. Также ученые идентифицировали ген, в котором закодирована информация об этом транспортном белке. Выяснилось, что этот ген был приобретен хеликобактером уже давно посредством горизонтального переноса генов – обмена генами между бактериями.

Металлы часто являются ключевыми игроками в процессе бактериального патогенеза. Например, железо играет важную роль в способности кишечной палочки инфицировать хозяина. Однако, по словам ученых, горизонтальный перенос генов помогает Helicobacter pylori адаптировать свою систему защиты под различные условия окружающей среды, что является уникальным среди патогенных бактерий.