Исследование «помощников» гена PIWIL2 позволит создать диагностический маркер опухоли

Ученые из Института биоорганической химии РАН обнаружили новые подробности экспрессии человеческого гена PIWIL2, что позволит создать диагностический маркер для определения герминогенной опухоли яичка. Статья с результатами исследования опубликована в журнале PLoS ONE.

Исследование показало взаимозаменяемость «помощников» PIWIL2: промотор этого гена также способен выполнять функцию энхансера экспрессии другого гена. Регуляция экспрессии генов — сложный и многоуровневый процесс, включающий множество участников: промоторы, энхансеры, транскрипционные факторы, модификации хроматина и пространственная организация ядра. Для правильной работы гена необходима слаженная работа каждого звена и их взаимодействие.

Так, промоторы (последовательности нуклеотидов ДНК, которые узнает РНК-полимераза), дают старт процессу транскрипции, энхансеры (участки ДНК, связанные с факторами транскрипции), привлекают полимеразу в область промотора, а химическая модификация и нужная пространственная организация хроматина создают все необходимые условия для хода транскрипции. Нарушение какого-либо этапа может остановить процесс экспрессии, что потенциально может стать причиной тяжелых заболеваний. Теперь удалось доказать, что в некоторых случаях участники экспрессии могут менять ролями: энхансеры – выступать в роли промоторов и наоборот.

«Нашей группе удалось предоставить многочисленные подтверждения этой гипотезы на примере человеческого гена PIWIL2, —сказала руководитель исследования Юлия Скворцова. — Белковый продукт гена PIWIL2 является одним из ключевых участников piRNA/PIWI системы, отвечающей за контроль экспрессии генетических элементов при сперматогенезе».

Белковый продукт этого гена в перспективе может использоваться как диагностический маркер для определения одного из двух видов герминогенной опухоли яичка, отличающихся подходом к лечению и прогнозом для больного.

** ген piwil2 герминогенная опухоль яичка диагностические маркеры экспрессия гена