Горло пересадил и забыл

В конце 2014 года коллеги из Швеции обвинили знаменитого хирурга Паоло Маккиарини в нарушении этических норм и дезинформации. Речь шла о том, что Маккиарини, ныне работающий в Краснодаре, где на средства мегагранта был учрежден Центр регенеративной медицины, создал технологию пересадки биоинженерной трахеи и провел уже около 20 операций. Коллеги хирурга из Каролинского института, где Маккиарини выступал в качестве приглашенного профессора, обвинили итальянца в том, что он не получил этического разрешения на проведение экспериментальных операций и дал неверную информацию в публикации в медицинском журнале относительно успеха операции.

В письме врачей речь идет о трех пациентах, которым была пересажена трахея из полимерного каркаса, засеянного стволовыми клетками. Один пациент, эритреец, страдавший раком трахеи и прооперированный в 2012 году, умер в январе 2014 года, проведя последние восемь месяцев жизни в больнице Каролинского института. Другой пациент, американец, умер через несколько месяцев после операции.

Комиссия Каролинского института в апреле не нашла в работе Маккиарини признаков нарушения этических норм, и расследованием деятельности хирурга занялась независимая комиссия.

Отделу науки «Газеты.Ru» удалось побеседовать с профессором Бенгдтом Гердином из Уппсальского университета, которого привлекли в качестве независимого эксперта и расследование которого недавно было опубликовано в Швеции.

— Сколько времени вам потребовалось, чтобы провести расследование?

— Порядка четырех месяцев. Само расследование было опубликовано в прошлую среду, а затем у нас в Швеции был длинный уикенд. Коллеги из Каролинского института уже успели его прочитать, но мнением не делятся.

Многие шведские газеты и ведущий медицинский журнал написали про мое расследование. Еще мне позвонили из The New York Times. Кроме того, меня попросили дать ответ представители Nature и Science — они рассказывали про успехи Маккиарини, а теперь следят за развитием ситуации.

— А какова реакция Паоло Маккиарини?

— Маккиарини отвечал на обвинения. А теперь у него появилась возможность ответить на все утверждения, которые содержатся в финальном тексте расследования. Тем не менее со многими утверждениями он был знаком и до того, как был выпущен финальный текст. И даже отвечал! Поэтому в тексте расследования я связал уже имеющиеся факты с его попытками от них увильнуть и признать недостоверными.

— Так он фальсифицировал результаты?

— Во-первых, Паоло Маккиарини утверждал, что обладает информацией о состоянии пациентов после операции. На самом деле все было не так — в одной из статей он приводил информацию о самочувствии пациента за 12 месяцев. Оказалось, что он подобные данные не собирал и пациента не навещал. В другой научной статье он рассказал о самочувствии пациента за пять месяцев, но подобных данных он не собирал. Данных, которые он использовал в двух статьях, просто не существовало в природе. Он их не собирал!

— Есть ли будущее у пластиковых трахей, которые пересаживает Маккиарини?

— Определенно есть. Цель моего расследования — не поставить крест на внедрении подобных технологий, а показать, что он не говорил правду в своих статьях. За подобными разработками лежит будущее, вот только активно внедрять их пока рано. Маккиарини же предпочел не говорить правду, вот к чему я апеллирую.

— Что же произошло с пациентами, про состояние которых Маккиарини сообщил неправду?

— Речь идет о том, что пациент из Эритреи, страдавший раком трахеи и прооперированный в 2012 году, умер в январе 2014 года. Он провел последние восемь месяцев жизни в больнице Каролинского института. Еще один пациент — американец из Балтимора — и вовсе умер по прошествии нескольких месяцев после операции.

— А третья пациентка?

— Это женщина из Турции, она пока жива. В течение последних двух лет она постоянно находится в палате интенсивной терапии под присмотром врачей. Кроме того, над ней была проведена целая череда дополнительных операций. Это было сделано с тем, чтобы исправить то, что сделал Маккиарини. Что будет дальше — неясно: либо она выживет, либо нет.

— Получается, технологии, предлагаемые Маккиарини, опасны?

— О да, очень опасны! Единственный позитивный момент — что у этих пациентов были злокачественные опухоли, а Маккиарини с коллегами попытались продлить им жизнь. Но это не повод писать неправду в научных журналах! Такие вещи дезавуируют как сами статьи, так и имена исследователей.

— Что будет дальше?

— В Каролинском институте мое расследование переведут со шведского на английский для того, чтобы Маккиарини смог с ним ознакомиться — ведь он по-шведски не понимает. Поскольку это юридическое расследование, изначально его было необходимо сделать на шведском. Затем у Маккиарини появится возможность ответить, а руководство Каролинского института решит, что делать с Маккиарини.

Вообще, то, что он делает с пациентами, и то, что он делает с научными статьями, — вещи разного порядка. Любой научный прогресс начинается с проблем, это нормально. Но не с фальсификаций.

Ответ Маккиарини

«Газете.Ru» удалось получить оперативный комментарий от Паоло Маккиарини:

«Так же как и вы, я еще не видел официального текста с замечаниями профессора Гердина. После того как будет готов перевод, их рассмотрит руководство Каролинского института, также оно рассмотрит мои собственные ответы и комментарии к обвинениям профессора Гердина. И пока этот процесс не будет завершен, это будет неправильно с моей стороны — комментировать все это публично. Надеюсь, вы это понимаете».

Источник в окружении Маккиарини считает, что нападки на ученого связаны с соперничеством научных групп, особенно в тех передовых областях медицины, в которых работает мало научных команд. 28 мая Маккиарини примет участие в презентации книги, где собирается ответить на все вопросы к нему.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (2 votes)
Источник(и):

www.gazeta.ru