«Гены риска» рассказали о работе иммунной системы

Ученые открыли совершенно новый механизм, который влияет на способность нашей иммунной системы защищать организм от болезней.

Ученые из Великобритании изучили как работают гены, отвечающие за риск заболеть какой-то болезнью, и открыли новый механизм, который запускает переработку энергии в наших иммунных клетках, активизируя борьбу с заразой. Работа опубликована в Nature Immunology, сообщает пресс-служба Кембриджского университета.

Ученые идентифицировали сотни однонуклеотидных полиморфизмов — вариаций генов, которые увеличивают или уменьшают риск развития различных болезней — от рака и диабета до туберкулеза и ментальных расстройств. Однако для большинства этих генов неизвестно, как их варианты влияют на болезнь. Один такой ген C13orf31 найден в 13-й хромосоме. Ранее ученые под руководством профессора Артура Кайзера (Arthur Kaser) из отдела медицины Кембриджского Университета показали, что однонуклеотидный полиморфизм гена C13orf31 связан с риском заразиться бактерией проказы и получить хроническую воспалительную болезнь Крона и форму ювенильного ревматоидного артрита.

Теперь они решили изучить однонуклеотидный полиморфизм этого гена глубже, для чего использовали мышей, в которых эквивалент C13orf31 был изменен. Оказалось, что ген производит белок, который действует как ключевой регулятор ядерной метаболической функции в специальной иммунной клетке — макрофаге. Макрофаги поглощают чужеродные организмы, предотвращая распространение инфекции. Белок, который ученые назвали FAMIN (Fatty Acid Metabolic Immune Nexus), определяет, сколько энергии отпущено макрофагам.

Для редактирования генов ученые применили метод CRISPR/Cas9, который действует подобно биологическим «copy-past». Они отредактировали единичный нуклеотид в гене C13orf31 в геноме мыши и показали, что даже мелкие изменения в генетических структурах оказывают большой эффект: в результате мыши становятся более восприимчивых к сепсису. Выяснилось, что FAMIN влияет на способность клеток нормально функционировать, контролируя способность убивать бактерии и выпускать молекулы-медиаторы, которые запускают воспалительный ответ — ключевой инструмент борьбы с инфекцией и восстановления повреждений тела.

Таким образом, изучая ген риска болезни вплоть до уровня единичного нуклеотида, ученые открыли совершенно новый и важный механизм, который влияет на способность иммунной системы защищать организм.