Физики обещают медную революцию в плазмонике

Возможность использовать медь в качестве материала для устройств нанофотоники впервые успешно продемонстрирована учеными Московского физико-технического института (МФТИ). Результаты их исследования опубликованы в журнале Nano Letters.

Ранее считалось, что нужными качествами для создания эффективных нанофотонных структур — металл-диэлектрик — обладают только золото и серебро, другие металлы демонстрируют сильное поглощение. Однако, помимо того, что благородные металлы дороги, они не вступают в химические реакции и использовать их на практике крайне сложно, а порой и невозможно.

Руководствуясь обобщенной теорией плазмонных металлов, исследователи из лаборатории нанооптики и плазмоники МФТИ ещё в 2012 г. обнаружили, что медь в качестве оптического металла может не только конкурировать с золотом, но в ряде аспектов и превосходит его, например, легко структурируется методами мокрого или сухого травления, используемыми в производстве кремниевых фотонных или электронных схем. Для подготовки и проведения экспериментов, подтверждающих эту теорию, авторам потребовалось более двух лет.

«В результате нам удалось изготовить медные микросхемы, которые не уступают по оптическим свойствам чипам на золотой основе, — заявил руководитель работы, Дмитрий Федянин. — Более того, мы смогли использовать для этого производственный процесс, совместимый с КМОП-технологией, базовой для всех современных интегральных схем, включая микропроцессоры. Это в своём роде революция в нанофотонике».

Их работа закладывает основы для практического применения медных компонентов нанофотоники и плазмоники — разработки в недалёком будущем эффективных светодиодов, нанолазеров, высокочувствительных датчиков и оптоэлектронных процессоров с тысячами ядер для графических карт, ПК и суперкомпьютеров.

ko.com.ua