Ученые нашли ген, вызывающий близорукость у детей-"ботаников"

Американские биологи нашли необычный ген, мутация в котором приводит к развитию миопии и необходимости носить очки у людей, много читавших книги во время детства, но не у их сверстников, проводивших большую часть времени на улице или в спортивном зале, говорится в статье, опубликованной в журнале PLOS Genetics.

«Мы уже несколько десятилетий подозревали, что миопия возникает в результате работы некоторых генов и их взаимодействия с рядом факторов окружающей среды, такими как чтение или работа с вещами на близком расстоянии от глаз. У нас не было доказательств этого, и теперь нам удалось получить свидетельства в пользу того, что в развитии близорукости замешаны гены», — заявил Андрей Ткаченко из университета Колумбии в Нью-Йорке (США).

Ткаченко и его коллеги нашли ген, вызывающий близорукость у типичных «ботаников», но не остальных людей, проанализировав структуру генома у 14 тысяч жителей Великобритании, страдавших от близорукости или отличавшихся превосходным зрением.

Как выяснили ученые,

носители особой версии этого гена – APLP2 – в пять раз чаще становились очкариками в том случае, если они много читали во время детства.

Пытаясь раскрыть механизм его работы, ученые провели серию экспериментов на мышах, в ходе которых они отключали часть или все копии этого гена в ДНК половины грызунов и следили за тем, насколько часто они становились близорукими по сравнению с животными из контрольной группы.

Как оказалось,

результаты генетического анализа не обманули группу Ткаченко – отключение этого гена привело к тому, что мыши заметно реже страдали от близорукости и чаще становились дальнозоркими.

Что интересно,

ухудшение освещения в клетках и появление прочих факторов, обычно приводящих к ухудшению зрения, заметно меньше сказывалось на мышатах с отключенным APLP2, чем на их сверстниках из контрольной группы.

Сам механизм того, как APLP2 влияет на развитие близорукости, пока остается неясным.

Данный ген особенно активен в так называемых амакриновых клетках, составляющих основу одного из слоев сетчатки глаза, роль и функции которых пока являются загадкой для ученых.

По всей видимости, данные клетки и APLP2 влияют на рост всего глаза в целом в детстве и подростковом возрасте и могут вызывать его «растягивание» при развитии миопии.