Обнаружены нейроны, отвечающие за развитие алкогольной зависимости

Команда учёных из США обнаружила группу нейронов головного мозга, которая влияет на формирование зависимости от спиртного. Возможно, полученные выводы помогут разработать новые методики терапии против алкоголизма и других зависимостей.

Исследование, опубликованное изданием Journal of Neuroscience, было проведено специалистами из Техасского центра наук о здоровье A&M при медицинском колледже. Учёные рассказали, что

потребление алкоголя изменяет структуру и активность нейронов в полосатом теле — части мозга, отвечающей за целенаправленное управляемое поведение.

«Алкоголизм сегодня — очень распространённое заболевание, — рассказывает ведущий автор исследования доцент кафедры неврологии и экспериментальной терапии доктор Цзюнь Ван (Jun Wang). — Но при этом мы всё ещё не полностью понимаем механизм формирования зависимости».

Ван и его коллеги использовали животные модели и определили, что алкоголь на самом деле изменяет физическую структуру средних колючих нейронов — основного вида клеток полосатого тела. Эти нейроны похожи на растение со множеством веточек и мелких шипообразных выступов. Каждый из них обладает одним или двумя типами дофаминовых рецепторов D1 или D2. Когда нейроны D2 активизируются, они препятствуют некоторым действиям, то есть заставляют человека остановиться и ничего не делать.

Достаточно хорошо известно, что дофамин вовлечён в любую зависимость, однако данное исследование показывает, что при алкоголизме важную роль играет дофаминовый рецептор D1.

Как оказалось,

периодическое потребление больших доз алкогольных напитков воздействует на нейроны D1, что делает их существенно более возбудимыми, то есть они реагируют на меньшие стимулы, чем обычно.

«Если эти нейроны возбуждаются, вы начинаете хотеть выпить алкоголь, — поясняет Ван. — У вас возникает пагубная тяга. Когда нейроны с рецепторами D1 активируются, они заставляют вас открывать ещё одну бутылку текилы. Получается такой замкнутый круг: алкоголь облегчает активацию рецепторов, а активация заставляет больше пить».

Такие изменения в активации нейронов D1 можно объяснить физическими изменениями, происходящими на клеточном уровне в мозге. Клетки начинают больше ветвиться и обрастают зрелыми грибовидными отростками. В группе животных, не подвергавшихся воздействию алкоголя, подобные отростки в нейронах D1 были достаточно незрелыми. Общее количество отростков было одинаковым. Это показывает, что потребление алкоголя имеет важные последствия для памяти и обучения.

Когда животным-алкоголикам давали препараты, которые частично блокируют рецепторы D1, они начинали демонстрировать снижение тяги к спиртому. Однако препарат, который ингибирует дофаминовые рецепторы D2, не возымел никакого действия. Учёные надеются, что с помощью своих разработок они смогут создать препараты, излечивающие алкогольную зависимость, а в будущих исследованиях планируют обнаружить влияние и других зависимостей на нейроны головного мозга.