Не провалится ли эксперимент с электронными учебниками в России?

С 2015 года все школьные учебники должны иметь электронную версию, иначе в школы их не допустят.

«Это не значит, что все школы обязаны в этом году учиться по электронным учебникам, – говорит Светлана Авдеева, руководитель проектов по информатизации образования Национального фонда подготовки кадров. – Только если у школы есть сильное желание использовать инновационную технологию. И только если родители согласны, чтобы их дети в школе постоянно работали с компьютером. Ведь это здоровье детей. Да, в новых образовательных стандартах, на которые основная школа переходит с 1 сентября 2015 года (начальная перешла 4 года назад), прописано требование использовать при обучении электронные ресурсы – Интернет, компьютеры и т. д., но необязательно электронный учебник. Напомню, что электронный учебник – это не планшет или ноутбук, а компьютерная программа. К слову, настоящих учебников в электронной форме, которые бы прошли экспертизу Минобрнауки, ещё не было. Были лишь некие прототипы».

Впечатления от «прототипов» у учителей разные. Например, в Воронежской области ученики некоторых классов пятнадцати школ с 1 сентября имеют электронные учебники. Средства на «технологии будущего» школа получила из областного бюджета. Детям и учителям понравилось.

«В нашей школе на электронные учебники перевели один из пятых классов, – рассказывает Галина Орловцева, директор Новоусманского лицея Воронежской области – Дома дети занимаются по привычным бумажным книгам, а в школу приносят электронный учебник. Конечно, это удобно – ребёнку не приходится таскать тяжёлый портфель».

Чтобы детские глаза не переутомлялись, на уроке с учебником работают не более 20 минут. За полгода учителя не заметили недостатков в новых ученических гаджетах. Если эксперимент и дальше пойдёт гладко, то в следующем году ещё несколько классов в регионе начнут учиться по электронным книгам.

«Электронные учебники, которые предложили нашей школе (для начальных классов – по музыке и рисованию, для старших – по истории), мягко говоря, недоработаны, нередко искажают содержание предмета, – считает Марина Думина, завуч начальных классов московской школы с углублённым изучением информатики № 1254. – Хотя я знаю дистанционные школы, где электронные учебники работают неплохо. Ну и, конечно, санитарные нормы. Детям начальной школы разрешено пользоваться компьютером не более 15–20 минут в неделю, в старшей – не более 40 минут в день. Учтите ещё, что ученики каждый день пользуются электронным дневником, компьютером для подготовки домашнего задания. В такой ситуации дети будут заканчивать школу поголовно слепыми».

Минобрнауки уже пообещало, что из-за нововведений не будет никаких дополнительных расходов для родителей. Да, закон обязывает местные власти обеспечивать детей учебниками за счёт бюджета, будь то обычные бумажные или электронные. Но ведь для использования последних нужны специальные устройства – планшеты, компьютеры, ноутбуки. Попытка РОСНАНО пару лет назад создать отечественный недорогой экран для таких электронных учебников провалилась. Во многих российских школах сегодня элементарно нет денег, чтобы решить проблему с учёбой во вторую смену, чтобы оборудовать хорошие спортзалы, а не то что на хорошие компьютеры. Так что, судя по всему, электронные учебники ещё долго будут фантастикой.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Юлия Борта, Елена Деревянкина, Аргументы и факты

НОР