Биологи «реанимировали» новый вид гигантских вирусов из вечной мерзлоты

Русско-французская группа вирусологов под руководством Жан-Мишеля Клавери выделила новый тип гигантских вирусов из образцов сибирской вечной мерзлоты, возраст которой составляет около 30 тысяч лет. Новый вирус авторы относят к четвертому типу крупных вирусов амеб, видимых в световой микроскоп. Исследование опубликованов журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Новый вирус получил видовое называние Mollivirussibericum. Его вирионы (то есть частицы вируса в упакованной, готовой для заражения форме) были обнаружены в культуре амеб после смешивания их с образцами вечной мерзлоты. Вирус имеет почти сферическую форму с диаметром около 500–600 нанометров, на поверхности вириона заметна рыхлая белковая «шуба».

Вирионы нового вируса под микроскопом. Matthieu Legendre et al, PNAS, 2015

Как и у других гигантских вирусов, геном Mollivirussibericum представлен двуцепочечной ДНК. Его протяженностьсоставляет 650 тысяч нуклеотидов, средикоторых удалось найти гены 523 белков.Около двух третей этих генов не имеют близких аналогов у других секвенированных живых организмов. Наиболее близкими к*Mollivirus sibericum* оказались пандоравирусы: 16 процентов генов нового вируса оказались у них общими. Еще десятая часть геномабыла «украдена»вирусом у его хозяев -свободноживущих амеб Acanthamoeba castellanii. Интересно, что новый вирус «позаимстовал» у хозяев не только гены,но и некоторые белки: в составе вириона ученые обнаружили некоторые из тех белков, что входят всостав рибосомы. Зачем они могли понадобиться вирусу пока не понятно,ведь при синтезе белка вирусы полагаются на соответствующую машинериюклетки, а в вирионе белкового синтеза не происходит.

Впервые гигантские (для микромира) вирусы были обнаружены в 2003 году, размеры их вирионов оказались сравнимы с размерами эукариотических клеток. Первыми были открыты мимивирусы, за ними последовали пандоравирусы и питовирусы. Несмотря на сходство в размере и устройстве вирионов, геном этих вирусов имеет мало общего друг с другом. Подробнее про открытие гигантских вирусов можно прочитать здесь.