Математики показали, как работает "коллективный разум" толпы

Ученые из Питтсбурга создали оригинальную компьютерную модель, которая объясняет то, как работает «коллективный разум» толпы и почему в нашем обществе существуют такие вещи, как вирусный маркетинг и быстро исчезающие популярные бренды-«однодневки», говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

«Представьте себе президентские праймариз – в них участвует большое количество кандидатов и выборщиков, целая толпа. Кандидат-лидер, к примеру, Дональд Трамп, получает больше освещения в СМИ и внимания к себе, что может заставить людей думать о том, чтобы проголосовать за него исключительно из-за громкого имени. Но в конечном итоге усиленное внимание прессы и людей к его персоне может раскрыть его темные стороны, что снизит рейтинги Трампа», — заявил Дэвид Хагманн (David Hagmann) из университета Карнеги-Меллон в Питтсбурге (США).

Хагманн и его коллеги нашли математическое объяснение подобным политическим феноменам и многим другим вещам, связанным с принятием коллективных решений, разработав математическую модель, чьи принципы работы ученые позаимствовали у двух представителей животного мира – пчел и бактерий.

И те и другие организмы, как объясняют ученые, живут в очень больших коллективах и при этом они способны принимать достаточно сложные решения, используя те сигналы, которые поступают к небольшому числу членов группы из окружающей среды. Ярким примером этого является то, как пчелы выбирают новое место для улья, опираясь на мнение небольшого числа «разведчиков», отправляемых «коллективным разумом» на поиски.

Используя те же самые принципы, группе Хагмана удалось создать компьютерный алгоритм, который достаточно реалистично воспроизводит то, как большие группы людей принимают решения.

Он работает достаточно просто  — в ней есть набор из некоторого количества виртуальных людей, обладающих доступом к ограниченному объему информации. Каждый такой «человек» может принять решение выполнить одно из нескольких предварительно заданных действий, и его намерение сразу же становится известным окружающим. Они, в свою очередь, могут последовать его примеру или выдвинуть альтернативу.

Когда один из таких вариантов достигает некой отметки в популярности, вся толпа принимает коллективное решение, руководствуясь мнением нескольких «групп интересов». Качество этого решения, как обнаружили ученые, будет напрямую зависеть от минимальных размеров группы интересов – чем она больше, тем более продуманными будут действия толпы.

Что интересно, неоднозначно воспринимаемые действия, даже если они были очень популярными среди части виртуальной «толпы», крайне редко выходили вперед в этом голосовании. Ученые это связывают с тем, что настоящие «авторы» этой стратегии выработки решений – насекомые и бактерии – не склонны к риску, так как поспешная постройка улья или колонии в неудачно выбранном месте обычно заканчивается смертью всей популяции.

Нечто похожее, как считают Хагман и его коллеги, происходит в центре принятия решений в нашем мозге, где сотни и тысячи отдельных нервных клеток пытаются найти оптимальный вариант дальнейших действий.

«Наш мозг работает таким образом, что решение принимается только тогда, когда определенное число нейронов становится активным в центре принятия решений. Существующие сегодня теории, объясняющие механику этого процесса, не учитывают влияние положительных обратных связей на него, что следует исправить», — заключает другой автор статьи Рассел Гольман (Russel Golman).