Исследователи из Швеции создали генно-модифицированный рис с повышенной урожайностью и пониженными выбросами парникового газа

Исследователи из Шведского сельскохозяйственного университета встроили в рис ген от ячменя, что позволило получить культуру, отличающуюся повышенной урожайностью и пониженным выбросом метана — газа, участвующего в усилении парникового эффекта.

Корни риса, растущего на залитых водой рисовых полях, выделяют органические вещества. Эти вещества служат кормом для микроорганизмов, выделяющих в процессе своей жизнедеятельности метан. Конечно, фермеров беспокоит не это, а урожайность риса — зато учёных как раз беспокоит глобальное потепление и парниковый эффект, в котором не последнюю роль играют выбросы CH4.

Исследование, проведённое ещё в 2002 году, подсказало выигрышное для всех сторон решение проблемы: если вывести рис с корнями поменьше, а с верхней частью — побольше, то и урожаи повысятся, и метан будет выделяться не так активно.

Именно это и удалось сделать нашим героям — учёным Юн Су, Чангкуан Ху и Сяо Ян. Ген ячменя SUSIBA2 заставляет рис перераспределять энергию так, что верхняя часть растения, включая семена, вырастает гораздо активнее, благодаря тому, что в верхней части растения накапливается больше углеводов.

По результатам опытов, в ходе которых генно-модифицированную культуру выращивали в различных климатических условиях Китая, оказалось, что выработка метана уменьшилась на величину от 90% до 99%, благодаря существенному уменьшению количества микробов. А урожайность благодаря более мощной верхней части повышается примерно на 50%.

geektimes-rise-2.jpg Сверху — корень ГМО-риса, снизу — обычного. Видно разницу в количестве микроорганизмов

Содержание метана в атмосфере невелико (%0,0002 по объёму), и долгое время его влиянию на парниковый эффект вообще не придавали значение. Но затем оказалось, что этот парниковый газ обладает способностью значительно сильнее поглощать инфракрасное излучение земной поверхности, чем углекислый газ той же массы, и его содержание в атмосфере быстро растёт. При этом рисовые поля с их микроорганизмами — это самый крупный источник метана, их вклад составляет порядка 25% от всего метана, появляющегося в атмосфере.

Работу, опубликованную в журнале Nature, комментировал Пол Боделье, исследователь из Нидерландского института экологии микроорганизмов. В целом он дал позитивную оценку работе специалистов шведского института, но обратил внимание на то, что необходимо провести дальнейшие опыты, которые подтвердят возможность повсеместного распространения новой культуры. Экологический баланс — очень сложная вещь, и серьёзное уменьшение количества микробов может повлиять на другие аспекты роста культур — например, на необходимость увеличения количества удобрений или на снижение устойчивости культуры к болезням.

Но благодаря противникам генно-модифицированных продуктов, панически боящихся всех культур, полученных «в пробирке», даже после успешных испытаний такой рис не получится сразу же продавать фермерам для посева. Как пояснил в интервью один из исследователей, им придётся вывести точно такой же рис «обычным» селекционным способом. Он будет точно таким же, и даже будет содержать тот же самый ген — но такой «традиционный» способ будет более приемлемым для общества. А это процесс небыстрый, и может занять от 5 до 10 лет работы.

geektimes.ru