Инновации: диалог бизнеса и науки

Слово «инновация» можно назвать синонимом нашего времени. Оно говорит нам о новых возможностях, вдохновляет на дальнейшее развитие. Инновация – это прогресс, это лидерство, что-то удивительное, способное покорить мир, технология, опережающая время. Безусловно, представленные сейчас технологические достижения являются тому примером.

Россия в этом отношении, идет в ногу со временем. Однако инновационная деятельность в нашей стране развивается не так быстро, как в других странах. На территории России создаются технопарки, кластеры. Возникает вопрос, почему нас опережают другие страны?

Для сравнения возьмем кластерную политику Германии. Немецкие программы BioRegio и BioProfile, в ходе реализации которых было создано семь кластеров с 1995 – 2006 годы, позволили Германии войти в число мировых лидеров в сфере биотехнологий. А к 2000 году в мире существовало уже порядка 1500 кластеров. В России же кластерная политика – новый процесс для экономики, который проходит свою «пробу пера».

Как повысить эффективность инновационного процесса? Какие основные проблемы существуют в данной сфере? На эти и другие вопросы ответил Павел Александрович Арычкин, заместитель генерального директора АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур».

Павел Александрович, какие основные проблемы существуют в инновационной деятельности России?

Создание инновации – сложный процесс, требующий грамотного сочетания науки и предпринимательской деятельности. В России много различных разработок, идей, однако их реализация часто требует больших затрат. И разработчик в этом случае просто не может найти необходимые средства, чтобы воплотить свою идею. А если проект уже создан, то нужна правильная стратегия его дальнейшего продвижения. Разработчик начинает искать инвестора, но не каждая компания, предприятие вложит деньги в этот продукт, а во время кризиса – тем более.

Таким образом, в России кооперация между бизнесом и наукой развита еще не достаточно хорошо, поэтому часто из-за этого тот или иной проект остается, так сказать, лежать на полке.

Наука не всегда знает, что именно нужно бизнесу, как следует строить правильную бизнес-модель реализации продукта, как преодолеть многочисленные «подводные камни» в предпринимательской сфере. А это, как и создание самого проекта, тоже целая наука, и без таких знаний не обойтись.

Как решить эти проблемы?

Нам нужно развивать сферу информационного обеспечения, информировать крупные производственные компании, госкорпорации о тех или иных стартапах, новых проектах, чтобы разработчикам было проще найти спонсоров.

Со своей стороны АНО предлагает различным компаниям перспективные для них проекты. А для разработчиков у нас есть услуга поиска инвестора. В этом случае многое будет зависеть от перспективности того или иного продукта, насколько он будет важен для производства компании, нужд населения и так далее.

Также мы предлагаем принять участие в конкурсном отборе инновационных проектов Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы», государственным заказчиком которой является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Какие организации наиболее активны в подаче заявок на участие в программе: бизнес-структуры или научные учреждения?

Недавно, 12 февраля, на площадке ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный Университет» (Ростов-на-Дону) мы проводили информационно-практический семинар «Меры и условия государственной поддержки в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы». В рамках мероприятия был подведен итог: бизнес-компании подали больше заявок на участие в конкурсном отборе, чем научные учреждения. Таким образом, наука сейчас несколько обособлена от бизнеса, однако это не значит, что в ней не развивается инновационная деятельность. Просто бизнес более приспособлен к разноплановым ситуациям, а сейчас во время кризиса становится еще более выносливым.

Создание инновации – это процесс, включающий в себя много различных аспектов: перспективную идею, стратегию, акцент на требования времени и даже возможность его опередить. Инновация – это что-то индивидуальное и в то же время общее. Она требует креативности, в ней есть что-то революционное, неповторимое. Это жажда создавать, открывать, жажда движения, новизны. А также инновация неотъемлемо связана с умением обращать сложную ситуацию в свою пользу, с преодолением трудностей.

Сложившаяся сейчас экономическая ситуация в России – это своего рода проверка на прочность для бизнес-компаний, научных учреждений, производственных предприятий. С одной стороны, кризис может остановить инновационную деятельность, с другой – стать катализатором для дальнейшего развития, создания более совершенного продукта. В этом отношении все будет зависеть от инновационности самой организации.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур»