Французские ученые впервые в мировой практике расшифровали геном дуба

Группа французских ученых завершила работу над полной расшифровкой генома дуба. Как подчеркивают исследователи, их изыскания, которые продолжались три года и стали первым удачным опытом такого рода в мировой научной практике, позволят лучше понять механизм приспособления этого дерева к изменениям климата на планете.

«Речь идет о первом случае расшифровки генома представителя рода дубов, которые имеют широчайшее распространение в северном полушарии», – говорится в совместном заявлении Национального института агрономических исследований /Inra/ и Комиссариата по атомной энергии и альтернативной энергетике (CEA), усилиями которых проводилось это исследование.

В ходе научных работ французские специалисты считали генетическую информацию с 12 пар хромосом растения вида Дуб обыкновенный (Quercus robur). В общей сложности на карту генома этого дерева было нанесено 50 тыс генов.

Как отметили исследователи, расшифровка генома дуба станет «уникальным ключом для анализа и понимания работы генов этого дерева».

Результаты исследования станут отправной точкой не только для изучения генетики других растений этого рода, но и помогут в работе с такими его более удаленными родственниками по семейству буковых, как собственно бук, а также каштан.

Как указывают в Inra и CEA, это позволит ученым лучше понять работу внутренних механизмов жизнедеятельности этих деревьев-долгожителей, которые приспособились к существенным колебаниям климатических условий в зависимости от времени года.

Исследователи рассчитывают идентифицировать конкретные гены, контролирующие адаптацию растительного организма к суровым погодным ситуациям, а также найти гены, отвечающие за формирование симбиотических связей между корневой системой дубов и мицелием трюфелей.

Интерес для исследователей представляет и генетическая программа, отвечающая за выработку дубами ароматических веществ, накапливающихся в древесине. Речь в первую очередь идет о танине и виски-лактоне, которые влияют на формирование вкуса и букета вина и крепких алкогольных напитков, традиционно выдерживаемых именно в дубовых бочках.

«Эта работа представляет собой существенный шаг вперед в познании биологии, генетики и эволюции деревьев», – заключили французские ученые.

Данные расшифровки генома дуба размещены в открытом доступе на специально созданном для этого веб-сайте – www.oakgenome.fr. В ближайшие месяцы ожидается и официальная публикация результатов исследования в одном из мировых научных журналов.

1. tass.ru