Физики нашли новые аргументы в пользу "Большого Разрыва" Вселенной

Новые методики расчетов так называемой «вязкости» Вселенной показывают, что мироздание, скорее всего, действительно закончит свое существование в ходе так называемого «Большого Разрыва» – уничтожения всей материи силами таинственной темной энергии, заявляют космологи в статье, опубликованной в журнале Physical Review D.

«Возможно, но маловероятно, что феномен космологической вязкости отвечает за все те процессы, которые мы связываем с тем, что Вселенная расширяется с ускорением. Но более вероятно то, что она просто помогает темной энергии ускорять рост Вселенной. Если это так, то мы сможем использовать данные по вязкости для уточнения и изучения ее природы», — заявляет Марсело Дисконци (Marcelo Disconzi) из университета Вандербильтов в Нэшвилле (США).

Как объясняет Дисконци, речь идет не об обычной вязкости, характерной для зубной пасты и прочих обыденных жидкостей, а об ее особом космологическом «кузене», который описывает то, насколько тот или иной газ или жидкость сопротивляются сжатию или растягиванию.

Это свойство материи почти не интересно нам в повседневной жизни, так как вода и прочие жидкости считаются физиками несжимаемыми для простоты расчетов.

С другой стороны, эта форма вязкости представляет собой большую головную боль для космологов, так как она очень сильно мешает разработке моделей Вселенной и изучению процессов ее роста и эволюции.

Дело в том, что если мы разгоним сжатую жидкость до околосветовых скоростей, то при определенных условиях часть ее может двигаться быстрее скорости света, что невозможно с точки зрения современной физики. По этой причине большинство космологов просто игнорируют данный феномен, считая его несущественным.

Подобное решение, как показали формулы вязкости и основанные на них расчеты Дисконци и его коллег, заметно исказили предсказания о том, что будет происходить с Вселенной по мере ее дальнейшего роста в результате существования загадочной темной энергии.

Сегодня среди физиков популярны два предсказания – «Большой Разрыв» и его менее катастрофический собрат, «Большой Холодильник», вероятность исполнения которых зависит от того, как темная энергия реагирует на растягивание.

• В первом случае речь идет о полном уничтожении всей материи Вселенной, даже атомов и элементарных частиц, а
  • во втором – о прекращении звездообразования и распаде галактик в результате снижения плотности межгалактической среды.

До сих пор ученые считали, что Вселенная, скорее всего, превратится в «холодильник». Новые формулы авторов статьи показывают, что

полный распад мироздания в ходе «Большого Разрыва» более вероятен, чем было принято ожидать, из-за того, что феномен космологической вязкости будет не тормозить, а помогать темной энергии расширять пределы Вселенной.

В результате этого через примерно 22 миллиарда лет даже атомы начнут распадаться на кварки и глюоны, а галактики, планеты и прочие небесные тела исчезнут еще раньше.

Данный вывод, как подчеркивают Дисконци и его коллеги, был получен ими при помощи абстрактных математических расчетов, и их следует проверить при помощи моделей Вселенной на суперкомпьютерах. Как надеются физики, их формулы помогут уточнить свойства темной энергии и раскрыть ее сущность.