Физики: кожа гекконов поможет создавать вечно чистую одежду

Кожа гекконов всегда остается первозданно чистой благодаря особой структуре их чешуек, на поверхности которых не может возникнуть тонкая пленка из воды, к которой и прилипают частицы грязи и пыли, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Interface.

«Если вы когда-нибудь видели, как стекают капли воды с машины, которую недавно натерли воском, или с дивана, обработанного защитным спреем, то вы тогда поймете, что происходит. Воск и спрей делают поверхность очень "бугристой» на нано- и микроуровне, и капли воды продолжают оставаться шарообразными благодаря этому, они легко двигаются и скатываются даже при малейшем дуновении ветра", — пояснила Лин Шварцкопф (Lin Schwarzkopf) из университета Джеймса Кука в Квинсленде (Австралия).

Шварцкопф и ее коллеги раскрыли секрет чистоты гекконов (Lucasium steindachneri), изучая структуру их кожи и чешуек. Эти ящерицы, как отмечают авторы статьи, интересовали физиков исключительно «липучестью» их лап, способных удерживать рептилию на стекле, и остальным частям тела они почти не уделяли внимания.

Группа Шварцкопф решила исправить этот пробел в науке, обратив внимание на то, что на спине ящерицы присутствует множество тонких шипиков длиной в доли микрометра, способных отражать воду. Это натолкнуло их на мысль, что вся кожа геккона может идеально отталкивать воду, что делает ее своеобразным животным аналогом листа лотоса.

Они проверили эту теорию, наблюдая за взаимодействием паров и капель воды и чешуек кожи геккона при помощи сканирующего электронного микроскопа. Эксперименты показали, что

кожа ящериц не только хорошо отталкивала воду, но и препятствовала появлению тонкой пленки из воды во время резкого охлаждения паров.

Вместо пленки на поверхности чешуек возникали микроскопические капли, которые скатывались с их поверхности при малейших физических воздействиях, собирая по пути частички пыли и грязи. Оба этих необычных свойства кожи гекконов, как полагают ученые, позволяют ей оставаться первозданно чистой даже в условиях резкого снижения температуры при наступления ночи и обильного выпадения росы.

Как полагает Шварцкопф, это свойство, как и липучесть лап гекконов, можно воспроизвести и при помощи доступных нам приемов и приборов. Если физикам удастся сделать это, то материалы с похожей структурой можно будет использовать для защиты электроники и прочего чувствительного оборудования от повышенной влажности и капель воды, а также для создания одежды, которая никогда не будет намокать и становиться грязной.